Фильм «Голубая бездна» (Le Grand bleu) Франция, 1988 г., драма. Режиссер Люк Бессон, в ролях: Жан Рено (Энцо), Марк Барр (Жак), Розанна Аркетт (Джоана) ссылка для просмотра gidonline.club/2014/02/golubaya-bezdna/ Стартовые вопросы: 1.

Вход в счастливую жизнь :)

Кино-версия - Обсуждения

"Голубая бездна" Люка Бессона

Фильм «Голубая бездна» (Le Grand bleu)
Франция, 1988 г., драма. Режиссер Люк Бессон, в ролях: Жан Рено (Энцо), Марк Барр (Жак), Розанна Аркетт (Джоана)

ссылка для просмотра gidonline.club/2014/02/golubaya-bezdna/

Стартовые вопросы:
1. Для чего Жак и Энцо занимались нырянием (в детстве и когда стали взрослыми)?
2. Для чего Энцо пригласил Жака участвовать в соревнованиях?
3. Для чего каждый из них участвовал в соревнованиях? Что это для них означало?
4. Как Жак относился Энцо? Как Энцо относился к Жаку?
5. Что Жак имеет в виду, когда говорит: «Я беспокоюсь за Энцо»?
6. Что случилось с Жаком в финале?
Елена Кишиневская
Нравится
Не нравится
19:32 694 9


Олеся Денисенко #   7 месяцев назад 
Лена, спасибо за очередной шедевр! Фильм погружает в состояние безмолвия, спокойствия и безмятежности. Завораживают безграничные глубины и впечатляющие морские пейзажи. И, конечно же, музыка – она восхитительна! Сначала мне показалось, что сюжет простоват, словно не хватает каких-то хитросплетений. На самом деле эти «художественные завороты» были, только на более тонком уровне. Такое ощущение, что режиссёр убрал лишние внешние события, которые могут отвлекать и оставил только главное, дав возможность зрителю почувствовать эти перипетии внутри себя.

Теперь моя кино-версия. В фильме мы видим двух абсолютно разных людей, увлечённых одним и тем же делом. Жак нырял потому, что море было его стихией, его жизнью. Он с ним был «единым целым»: и физиологические особенности позволяли ему находиться долго на глубине, и дельфинов он называет «своей семьёй». Подводный мир манил Жака, и он наслаждался им. Даже после первой ночи любви он уходит от своей женщины нырять с дельфинами.

Энцо ныряет потому, что хочет доказать, что он крут. Дайвинг для него – это средство: заработки и призовые места на чемпионатах. Анализируя поведение Энцо, и глядя на его маму и их отношения, я сразу подумала о гиперкомпенсации. Основным мотивом этого поведения является не столько избавление от чувства неполноценности (которое благодаря маме и сформировалось), а скорее достижение такого уровня, который позволяет занять доминирующую позицию по отношению к другим. На протяжении фильма Энцо демонстрирует своё превосходство: и в детстве, в окружении ребятни, и будучи взрослым, в отношениях с другими людьми.

Энцо приглашает Жака участвовать в соревнованиях, чтобы очередной раз доказать свою крутость. Ведь Жак – достойный соперник. Идея найти Жака у него появилась после получения крупного барыша. Видимо, победа над Жаком для него должна была стать новым триумфом, ведь Энцо считает себя непобедимым. Для Жака победа не так важна, хотя он знает, что побьёт рекорд Энцо. Соревнования для Жака – это повод ещё раз раствориться в безмолвии моря. И он серьёзно готовиться к каждой «встрече», долго настраиваясь перед каждым погружением. Именно поэтому и выигрывает.

Что касается отношений между ними, мне показалось, что Энцо считал себя покровителем Жака. Ведь это даёт ему ощущение превосходства. Ну а для Жака Энцо был вроде как «а почему бы и нет». Люди для Жака были не так важны. И даже когда он признаётся в любви Джоанне, он видит в это время море. Хотя Жак был искренен в своих чувствах, однако, как про него сказал Энцо – «он из другого мира». А вот что касается фразы «Я беспокоюсь за Энцо», здесь у меня точного ответа по поводу искренности Жака нет. Несколько раз пересматривала этот фрагмент, но так и не поняла, что стояло за словами Жака. Возможно, его испугало далеко не покровительственное поведение, даже явная агрессия Энцо. Может быть увидев детский журнал, Жаку стало плохо при мысли о совместном будущем с Джоанной. Так же за словами Жака могло стоять предчувствие неприятного события. Ведь он сам в тот день нырять не стал и сказал Энцо, что море неспокойное.

При очередной попытке побить рекорд Жака, Энцо, наконец, познал красоты моря и опустился на недосягаемую глубину. Почему-то пришла мысль, что Жак как будто позавидовал Энцо, который «постиг глубину» и стал частью моря. В одной из последних сцен он говорил Джоанне, что ему трудно найти причину, чтобы вернуться с глубин моря. Находясь в бреду, голубая бездна манит и зовет к себе Жака. И он делает выбор в пользу родной стихии. В тот роковой день Джоанна узнаёт о беременности, чему она безумно рада. Скорее всего это известие было «последней каплей» для Жака, который был не готов брать ответственность за семью. Дело не в том, что не мог, просто это ему не нужно было. Ему нужны были русалки. К ним он и отправился, видимо.
Елена Кишиневская #   7 месяцев назад 
Думаю, Энцо хотел считать себя покровителем Жака, т. к. это льстило его самолюбию. Но в действительности у такого человека, как у Жака просто не могло быть покровителя, вернее, он никого не считал бы покровителем и не нуждался в таковом — он слишком независим в силу своей отрешенности и погруженности в свой собственный мир. Энцо для него — просто детский товарищ, к которому он по-детски же и привязан. Когда Жак говорит «я беспокоюсь за Энцо», думаю, он имеет в виду, что Энцо погружается в каждом соревновании на пределе возможностей, а сам Жак может гораздо больше, и может настать такой момент, когда погружение станет для Энцо опасным, так как он одержим победой и в азарте пренебрегает рисками. При этом самому Жаку не приходит в голову уступить — он слишком инфантилен, чтобы сделать такой выбор. Он вообще не слишком задумывается о жизни и не очень обращает внимание на внешние обстоятельства — с одной стороны, море составляет бóльшую часть его жизни, с другой стороны, он скорее всего не испытывает ни особых потребностей, кроме тех, которые связаны с погружением, ни особых трудностей, так как наверняка хорошо обеспечен (из-за его уникальных способностей всегда имеет хорошо оплачиваемые предложения). А может и не слишком хорошо обеспечен, но это его тоже мало волнует.
Когда Энцо погибает, Жак искренне горюет — но только о самом факте смерти детского товарища, ему скорее всего даже не приходит в голову, что он сам подтолкнул Энцо к такой развязке. Как не приходит в голову, что теперь Джоана, носящая его ребенка, нуждается в гораздо большем внимании и заботе. Море — его единственная любовь, а все остальные — случайные подробности.
Олеся Денисенко #   7 месяцев назад 
Когда Жак говорит «я беспокоюсь за Энцо», думаю, он имеет в виду, что Энцо погружается в каждом соревновании на пределе возможностей, а сам Жак может гораздо больше, и может настать такой момент, когда погружение станет для Энцо опасным, так как он одержим победой и в азарте пренебрегает рисками. При этом самому Жаку не приходит в голову уступить — он слишком инфантилен, чтобы сделать такой выбор.
Кстати, очень может быть. Этот пазл у меня долго не складывался smile Вроде он искренне беспокоился за Энцо, но у меня было такое чувство, что где-то фальшивил.
Елена Кишиневская #   7 месяцев назад 
Да, я тоже долго думала, почему Жак не уступил, ведь ему в общем-то не нужна было победа любой ценой, как Энцо — ни как признание его исключительных способностей, ни как гарантия денежного приза. Даже соперничество Жака и Энцо, строго говоря, нельзя назвать полноценным соперничеством: это Энцо изо всех сил старался победить Жака, а Жак просто принимал вызов, потому что любое погружение было для него возвращением в его волшебный мир, чистым детским удовольствием.

В конце концов я остановилась на версии о крайней инфантильности Жака: он практически во всех эпизодах ведет себя как подросток — очень способный, такой водный вундеркинд, но наивный, отрешенный, погруженный в море в прямом и переносном смысле. У него даже взгляд и походка подростковые (думаю, это следствие инфантильности как таковой, а также, возможно, последствие многочисленных погружений — систематическая брадикардия, гипоксия мозга и прочие особенности состояния организма при глубоководных погружениях).

Жак искренне привязан к Энцо, к Джоане, настолько, насколько он вообще мог быть привязан к людям как таковым — и в силу флегматического темперамента, и в силу своей инфантильности. Так дети привязаны к товарищам по играм, но и только. Он живет только «сегодня», не задумываясь о будущем, и полностью поглощен своей детской игрой в погружения, которая по счастливому совпадению обстоятельств дает ему жизнеобеспечение.

В общем, с виду милый и славный парень Жак — в действительности большой ребенок, пусть неординарный, но эгоистичный, витающий в своих мирах, мало пригодный как для настоящей дружбы, так и для настоящей семьи.
Олеся Денисенко #   7 месяцев назад 
Спасибо за подробное объяснение. Меня всегда восхищает твоё умение видеть неуловимые детали и способность докопаться до сути. У меня вопрос. Недавно в блоге зашёл разговор о гармоничной личности и отношениях. И тогда у меня родилась гипотеза, что может быть те, у кого талант не связан с людьми, например «человек-техника», «человек-система» вполне самодостаточны и другие люди им не нужны. У них не с людьми идёт энергоомбен. У Жака ярко выраженный талант «человек-природа». То есть, ему хорошо в совокуплении с морем. Можно ли говорить о его самореализации и назвать его гармоничным человеком? Ведь он занимается любимым делом и показывает неплохие достижения. Или это всё-таки невротизм, если мы говорим о его инфантильности?
Елена Кишиневская #   7 месяцев назад 
Я бы не ставила знак равенства между инфантильностью и невротизмом: инфантильный человек вполне может быть спокойным и безмятежным, а невротик — взрослым и ответственным.
Жак однозначно не невротичен — он вполне сбалансирован и спокоен. Он именно инфантилен, у него детское восприятие мира и не-понимание ответственности и последствий своих действий. И внутри своего особого мира он, вполне возможно, гармоничен — но именно внутри своего мира.

«человек-техника», «человек-система» вполне самодостаточны и другие люди им не нужны. У них не с людьми идёт энергоомбен.
Энергообмен, может, и не с людьми. А вот обмен материальными ценностями и их эквивалентом — деньгами — точно с людьми. Пусть даже не в прямой, а в опосредованой форме.
Что стал бы кушать наш прекрасный Жак, если бы ему не платили за его талант, рыбу? Сырую? Где взял бы сковородку, масло для жарки, чудесный дайвинг-костюмчик, башмаки, кровать с чистыми простынями, комнату, где стоит эта самая кровать — а ведь все эти предметы сделаны руками других людей.
Ну а «человек-техника» — он для чего будет делать свои мудреные технические объекты или программы, если не на заказ — их ведь точно не пожуешь и на себя не наденешь. В результате мы приходим к тому, что плоды любой материальной или нематериальной деятельности предназначены для других людей, то есть по сути своей являются предметом взаимоотношений.
Что касается гармоничной личности, то я додумала мысль и напишу комментарий в блоге, так что предлагаю переместиться для обсуждения туда.
Олеся Денисенко #   7 месяцев назад 
Энергообмен, может, и не с людьми. А вот обмен материальными ценностями и их эквивалентом — деньгами — точно с людьми. Пусть даже не в прямой, а в опосредованой форме.
Вот это в точку! Согласна, что мало развить талант, необходимо его монетизировать, чтобы жить красиво. Хотя деньги нужны и на развитие таланта тоже.
И внутри своего особого мира он, вполне возможно, гармоничен — но именно внутри своего мира.
То есть, по сути это «убегание», или отрешённость. Понимаешь, я бы не сказала, что Жак успешный человек и хороший пример для подражания. Но тем не менее, он занимается своим делом и занимается довольно-таки успешно. То есть, Жак гармоничен, просто асоциален, вернее социален в той степени, в которой ему нужно. На мой взгляд, что-то здесь не так.
Елена Кишиневская #   7 месяцев назад 
Да, согласна — Жак достаточно выраженный интроверт, внутри своего мира вполне гармоничен, социализирован ровно настолько, насколько это отвечает его потребностям, приятен в необременительном, эпизодическом общении. Если рассматривать его как типаж, то женщинам, встречающим таких мужчин, нужно не питать никаких иллюзий и помнить, что такие мужчины не способны к глубоким привязанностям и отношениям, требующим высокой меры ответственности. Они не плохие — просто это вечные мальчики, они не умеют по-другому и не понимают, почему и для чего хорошо бы уметь.
Что касается успешности, то Жак вполне успешен: он популярен, востребован и, судя по экипировке и другим деталям, хорошо оплачиваем. А вот примером для подражания я его тоже не назвала бы: он реализуется как уникальный мастер не потому, что годами сознательно оттачивал мастерство, а благодаря врожденным способностям, то есть просто расходует отпущенное природой. Вот Энцо, при всей его невротичности и демонстративности, — да, это человек, сделавший себя.
Поэтому с Жаком «всё так», просто это весьма специфическое «так» — он славный малый, с которым приятно провести время, но не стоит вовлекаться в сколько-нибудь значимые отношения.
Так что, девочки, держитесь подальше от экстремальных дайверов — у них и мозги набекрень, да и со здоровьем быстро начинаются проблемы:)))
Олеся Денисенко #   7 месяцев назад 
он реализуется как уникальный мастер не потому, что годами сознательно оттачивал мастерство, а благодаря врожденным способностям, то есть просто расходует отпущенное природой. Вот Энцо, при всей его невротичности и демонстративности, — да, это человек, сделавший себя.
Это ты здорово подметила. Респект!

Отвечать в обсуждении могут только участники группы
Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых записях.