Теория 2, или Концепция двуединой генеральной мотивации — Психологион

Обсуждение концепции и способов применения ее на практике.

Вход в счастливую жизнь :)

RSS

Теория 2, или Концепция двуединой генеральной мотивации

Сообщений в теме: 12
Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Обсуждение концепции и способов применения ее на практике.
Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Сначала — напомню вкратце о чем речь, и чтобы не нужно было искать по блогу и куда-то переходить, опубликую здесь основные исходные материалы.


Давайте попробуем разобраться с тем, что же на самом деле хочет человек?


Мы воспринимаем окружающий мир через своеобразную прослойку: нервную систему. Она с помощью различных органов чувств снабжает нас информацией обо всем происходящем с нами и вокруг нас. Так, человек, когда голоден, стремится не то чтобы поесть (так как это лишь форма, способ), а скорее убрать чувство голода. Человек, которому блокировали нервные центры, отвечающие за создание чувства голода, есть хотеть не будет, хотя реально организм в это время может нуждаться в еде. Мы стремимся к удовлетворению ощущений, потому что только в ощущениях нам мир и дан. Мы не знаем, что вокруг нас происходит в реальности, потому что видим только субъективное отражение этой реальности, и этим «отражением» нас снабжает нервная система. И, наоборот, некоторых объективно существующих вещей не воспринимаем, потому что наша нервная система (сама по себе, без дополнительных приспособлений) не способна эти вещи и явления отражать. Вы видели когда-нибудь ультрафиолетовые лучи невооруженным глазом? А тепловое излучение – видели (без тепловизора, разумеется)?


Т.е. – потребности человека, на мой взгляд, заключается не в объективном действии или объективном изменении чего-либо (в себе и в мире), а в достижении субъективных ощущений.


Под ощущением я предлагаю понимать не только то, что мы «видим-слышим-ощущаем», а и то, что «создает» наше сознание даже без контакта с окружающим миром: образы, представления, предположения, картинки из памяти и прочие «глюки». То, что происходит в нашем воображении и сознании, реально потому, что ум не отличает реальность и фантазию: все, что происходит в уме – для ума реально (слышали про ожоги на теле у людей, которым говорили, что их будут касаться раскаленным железом, а касались на самом деле металлом комнатной температуры?).


Осталось разобраться – что это за ощущения, к которым стремится человек? У меня есть пока гипотеза. С удовольствием расскажу.




Собственно, сама «Теория 2», или «Теория двуединой генеральной мотивации».


Предполагаю наличие двух базовых ощущений, к удовлетворению которых стремится человек: ощущение движения (или – разнообразия) и ощущение безопасности (или – целостности).


Почему именно они? Потому что главная задача живого организма – это жить. Все живое – это то, что находится в движении (чем меньше подвижность, тем «мертвее» структура, система, организм). С другой стороны — организм человека это система, которая имеет свои границы и составные части. И организм жив тогда, когда он цел. Поэтому целостность организма, его частей, а также целостность управляющей структуры — психики — является таким же важным для жизни как и обеспечение движения.


Определение на полях: живая система — это целостная совокупность динамически взаимосвязанных частей.


Далее, организм человека управляется с помощью нервной системы, которая обрабатывает информацию извне и «оценивает» сигналы. И нервная система – есть единственная отправная точка при ориентировке организма в окружающем мире (будем здесь и далее относить умственную деятельность к высшей форме деятельности нервной системы). И если с помощью нервной системы у человека «складываются» ощущения движения и безопасности, то сигналов тревоги нет и жизнь «удалась». Если ощущения другие – организм ищет пути решения этой ситуации.


Важное уточнение: человек стремится именно к ощущениям, а не к обеспечению самого движения или безопасности.


Если объективно движение происходит (человек едет, например, в поезде и смотрит в окно) и если безопасность объективна также (ну, предположим), то это еще не значит, что теперь человек будет счастлив и доволен. Ведь при внешнем движении человеку может быть скучно (привык к поездам) и может ощущаться опасность (если человек в принципе мнителен), и тогда какие бы ни были внешние и объективные данные – беспокойство человека будет возрастать (потому что ощущения важнее объективной реальности, именно по ощущениям организм и ориентируется).


Пример №1. Бесполезно заставлять человека бросить курить: ведь это его развлечение, это его способ получения новых ощущений. И если эту «игрушку» просто отобрать – что же останется? А чем заменить? – вот самый главный вопрос. Если у него вместо курения будут игрушки побезопаснее и поинтереснее – тогда интервенция будет удачной, и одна привычка сменит другую.


Пример №2. Ребенок играет в компьютерные игры и его за уши не оттащить от монитора? – разумеется: у него там приключений море и риск повредить себя или свою судьбу минимален. Так чего же ему идти на столкновение с пугающей реальностью и искать себе «реальную» работу, когда за компьютером – сохранил, перегрузился, и у тебя уже новая жизнь и снова все хорошо. А если еще оборудование современное, то вообще кайф. И ощущение движения удовлетворено, и ощущение безопасности тоже. Проблемы начинают ощущаться тогда, когда к юному компьютерщику приходит осознание, что еда закончилась, что тело затекло (во-первых) и хочет есть (во-вторых). Тогда уже на первый план выходит необходимость в удовлетворении ощущения безопасности, и юный отрок тащит попу (и все остальное) в магазин. Одним словом – «Пока жареный петух не клюнет».


Базовые ощущения могут удовлетворяться сиюминутно, а могут – с учетом перспективы. Почему это важно? – Поясню.


Мы, например, часто хвалим животных за их мощные инстинкты и за «незамороченность» (мол, вот бы и нам так, не парясь, «без головы» жить в свое удовольствие). Не торопитесь восторгаться, у животных немало проблем. Взять, например, кошку (обычную, домашнюю даже). Если у кошки, допустим, на горле выскочила экзема (зудит и чешется), то кошка будет чесать до тех пор, пока чешется. И не стоит думать, что при возникновении болевых ощущений или даже крови кошка перестанет рассекать себе горло. Наоборот, срабатывает правило «чем больше чешешь, тем больше чешется», и кошка, крича и корчась, продолжает самоубийство. Чем это может закончиться? Если не надеть на зверюгу специальный ошейник, судьба кошки заканчивается плачевно: дочесывает до артерии, кровопотеря, смерть. Ну, как вам инстинкты?


Что делает в таких случаях человек? Если человек знает, что расчесывание горла может привести к еще более плохим последствиям, то он может заставить себя не совершать губительных действий (потому что знает, что будет еще хуже). Чешется, а человек не чешет. Почему? – Потому что ум есть, и этот ум служит (при грамотном самообучении) гарантом удовлетворения базовых ощущений не только сейчас, но и впредь. Так, если у человека, заблудившегося в лесу, осталась одна краюшка хлеба, и при этом неизвестно, сколько еще придется в дебрях плутать – человек, при наличии силы воли и остатков разума, скорее всего, распределит остатки еды на столько, на сколько возможно, потому что знает – завтра тоже захочется есть.


Таким образом, если рассматривать цель жизни человеческого (и не только) организма через призму этих двух базовых ощущений, то эту цель можно сформулировать так: Цель жизни – удовлетворение двух базовых ощущений (движения-разнообразия и безопасности-целостности) одновременно, но не только сейчас, а и в перспективе.

Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Люди увлекаются алкоголем (и другими наркотиками), на мой взгляд, в стремлении удовлетворить чувство безопасности. Внутриличностные конфликты, зависимость от мнения окружающих, бессмысленность жизни, множество страхов и прочих тараканов — все это сильно напрягает. Алкоголь отупляет, и та часть мира, которая пугала и тяготила, тает в дымке. И хоть на время становится лучше.
Да, они понимают, что это вредно. Да, им об этом говорили. Но это понимание у них не настолько сильно, как чувство дискомфорта, которое они испытывают вне алкогольного угара. Если сказать чуть иначе — у них воображение не настолько сильно, чтобы четко представить себе все те ужасы, которым они подвергают себя в будущем. Если бы представили — бросили бы. Потому что будущее было бы страшнее.
Но дело не только в том, чтобы «бросить пить». Задача здесь более творческая — заменить эту выпивку другими способами расслабить себя. И тогда, если будет решен корень проблемы — пить не захочется.
Я вот, например, терпеть не могу состояние, когда алкоголь просачивается в кровь. Расслабляться я могу и без алкоголя, и очень качественно. И именно поэтому, когда алкоголь начинает свое действие, у меня создается ощущение, что на меня надевают скафандр. Я теряю мир со всеми его звуками, красками, запахами. А ведь меня этот мир не пугает, мне в нем классно, он мне нравится. И поэтому я не хочу быть под воздействием алкоголя, теряя любимый мир. Иными словами, я не пью не потому что «запретил себе», а потому что не хочу. Мне «там» плохо.

Помните анекдот?:
— Курите?
— Нет.
— Пьете?
— Нет.
— Аа, значит, наркотики употребляете?
— Да нет же, с чего Вы взяли?
— Ну, а как же вы тогда расслабляетесь?
— А я не напрягаюсь.
Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Кстати, хочу предложить размышления о том, какие эмоциональные состояния вызываются разными сочетаниями двух базовых ощущений.

Я предлагаю такие условные обозначения:

«ОБ плюс» — ощущение безопасности удовлетворено.

«ОБ минус» — ощущение безопасности не удовлетворено.

«ОР плюс» — ощущение разнообразия удовлетворено.

«ОР минус» — ощущение разнообразия не удовлетворено.

Итак, сочетания:

1. ОБ плюс, ОР минус — возникает состояния скуки, хочется «чего-нибудь новенького», иногда приключения находятся «на пятую точку» без учета дальнейших последствий, хочется чем-нибудь себя занять, развлечь.

2. ОБ минус, ОР плюс — возникает страх, беспокойство, тревога. Хочется устранить источник, причину опасности, чтобы «зажить, наконец, спокойно».

3. ОБ минус, ОР минус — такого состояния практически не бывает, потому что если человек ощущает опасность, то скучно бывает редко. Исключения составляют особые состояния депрессивной подавленности, когда эмоциональные процессы заторможены, и человек себя при этом чувствует «на грани чего-то ужасного». Это состояние может стать причиной суицида, поскольку на фоне ощущения «остановки и умирания мира» возникает гнетущее фоновое ощущение страха. Жизнь кажется безнадежной и бессмысленной.

4. ОБ плюс, ОР плюс — состояние счастья, удовлетворения, комфорта и полноты жизни.
Репутация: 0
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 0
Сообщения: 15
Ок, давай тут. Итак, вводная та же, что и в начале. Я пришёл к маме без настроения, что с точки зрения теории?

(Мимо вебинара я пролетаю, не смогу быть в сети в это время)
Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Чтобы не расплыться как каша по столу, давай конкретизируем:
1. От чьего лица мы будем разбирать ситуацию? (от лица меня, пришедшего к маме, или от лица мамы?).
2. И какая цель у этого лица? (или — какая проблема, которая мешает?)
Репутация: 0
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 0
Сообщения: 15
От лица меня. И это хороший вопрос про цель, потому что в начальном посте содержалась посылка, что что-то надо исправлять, а откуда она? Что двигает тем мной, который вдруг взялся маму ресурсировать?
Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Решили продолжить обсуждение после вебинара «Я-Периметр».
Репутация: 0
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 0
Сообщения: 15
Алоха, видео я посмотрел. Давай про «я пришел к маме» )
Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Собственно, если я пришел к маме, а мама не в духе, то вопрос решается, в первую очередь, удовлетворением моего собственного ощущения безопасности. Если мама находится у меня «в я-периметре», то любые ее наезды будут восприниматься мною болезненно («Блин, мама на меня сердится, ой как неприятно»). Если же, например, я смотрю на маму как на простую женщину, у которой что-то случилось с настроением, то мне уже легче. Значительно легче. И на время, пока она не разобралась со своими внутренними возмущениями, я могу продолжать воспринимать ее как «ту женщину», и ее эмоциональные всплески до меня долетать не будут.
Как только мы с мамой ситуацию разрулили и маме стало хорошо, как только она перестала «кидаться комьями» в мою сторону (или просто вокруг) — границы «я-периметра» можно опять сделать такими, чтобы мама оказалась в них, как «родной сердцу человек».
Я, например, так и делаю.

Как вам такой метод, коллеги? Вызывает ли что-либо вопросы дополнительные?
Репутация: 0
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 0
Сообщения: 15
Угу. Я вижу, что есть сложность одновременно и воспринимать ее как родного человека и переносить ее плохое настроение. Это (на мой взгляд) не вполне хорошо. Скажем у мамы было плохое настроение. Оно ж не просто так, а проявление (или симптом если хотите) какой-то потребности. Если мы ее ресурсируем (по сути отвлекаем от ее потребности), то сложно конечно удовлетворить то, что ей на самом деле было важно. А если я отсоединен от ее и своих ощущений, то и разобраться, что на самом деле важно (ориентируясь не изменение ощущений) сложно. В общем конечно метод рабочий, но напоминает работу спортивного врача, важный старт, мы тебя обколем, чтобы ты не чувствовал ничего. Но там это временная мера, если всегда обкалывать — вероятна серьезная травма.
Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Борис, мне кажется, что аналогия с «обкалыванием до бесчувствия» не совсем верна. Поясню: то, что я выношу маму «за периметр», совершенно не значит, что я ее не чувствую. Просто при вынесении за периметр ее ощущения не влияют напрямую на мою безопасность, и как раз благодаря этому я лучше начинаю чувствовать именно ее, а не свою «рану в периметре». Т.е. у меня, например, очень повышается чувствительность к человеку, я тоньше ощущаю именно его состояния, без серьезных эмоциональных наводок с моей стороны. И получается так: я в контакте, но при этом с ощущением безопасности.
Репутация: 4
Рейтинг: 0
Кол-во тем: 42
Сообщения: 586
Запись вебинара «Я-Периметр», на котором я рассказывал о своем взгляде на личностные границы и на то, как ими можно управлять:
yadi.sk/i/EUeQyrmWz7vKL
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.