По предложению Дениса Швецова выкладываю для обсуждения фильм «Красота по-американски». Оригинальное название «American Beauty”, 1999, драма. Режиссер Сэм Мендес, в ролях: Кевин Спейси, Аннет Бенинг, Тора Бёрч, Уэс Бентли, Мена Сувари и др.

Вход в счастливую жизнь :)

Кино-версия - Обсуждения

"Красота по-американски"

По предложению Дениса Швецова выкладываю для обсуждения фильм «Красота по-американски».
Оригинальное название «American Beauty”, 1999, драма. Режиссер Сэм Мендес, в ролях: Кевин Спейси, Аннет Бенинг, Тора Бёрч, Уэс Бентли, Мена Сувари и др.
Ссылка для просмотра: kinogo.club/1844-krasota-po-amerikanski-1999.html

Стартовые вопросы:
1) Для чего полковник Фитц пришел в гараж к Лестеру?
2) Почему полковник застрелил Лестера?

Друзья, напоминаю, что если у вас есть свои интересные вопросы к фильму, то вы можете написать их в своем сообщении в процессе обсуждения или сообщить мне, и я добавлю их в анонс.
Елена Кишиневская
Нравится
Не нравится
22:35 1240 11


Денис Швецов #   6 месяцев назад 
Лена, спасибо тебе за старт этого обсуждения. «Красота по-американски» — один из моих самых любимых фильмов :)
Сначала с удовольствием отвечу своими размышлениями на вопросы твои, а потом добавлю нам в копилку вопросов своих.
1) Для чего полковник Фитц пришел в гараж к Лестеру?

На мой взгляд, он сначала мог и не знать, зачем же он, собственно, пошел в гараж. Это как в случае с мотыльком, который не знает, зачем он, собственно, летит на свет, но летит, потому что свет его манит.
Главное мое предположение: Фитц сам был тем еще геем (что усилием воли и от себя, и от других пытался скрыть), поэтому на волне эмоционального шока после ссоры с сыном, влекомый мыслью о том, что тут прям рядом живет настоящий матерый «геище», он побрел в гараж, где этот «геище» и обитал. Пришел, затрясся, потерял дар речи, смятый внутренним конфликтом «противника всего гейского» и «страстного любителя мужских тел», и когда Лестер попытался его как-то успокоить (не понимая, что же с этим бедолагой стряслость, что у него так все затряслось), Фитц понял все по-своему, одурманенный нахлынувшим ощущением близости к ранее запретному. Ну и полез целоваться.
Самое любопытное, мне кажется, произошло как раз в момент, когда Лестер вдруг отпрянул («эй, полегче, вы меня неправильно поняли...»). И вот тут остается только догадываться, какой силы землетрясение произошло в сознании Фитца, который вдруг понял, что, во-первых, его подозрения могли оказаться нехило так ложными, а во-вторых, он раскрылся. Каминг-аут, да еще перед человеком, который сосед и который, оказывается, не такой гей, как хотелось бы. Упс. От удара битой по голове сотрясение может быть полегче, чем от такого неожиданного поворота событий, когда предполагаемое вдруг оказалось пшиком — а ты раскрылся.

2) Почему полковник застрелил Лестера?

Моя версия достаточно проста: эмоциональный шок плюс острое нежелание оставлять свидетелей его «каминг-аута». То, что он гей, не должен был знать никто. Вот и причудился Фитцу «легкий» способ решения этой резко ставшей вдруг запутанной ситуации: пристрелить свидетеля (который, как еще кажется, еще и померещился виновником всех этих «постыдных» событий).

Друзья, а я бы хотел добавить еще вопросов, на тему которых мне интересно было бы узнать ваше мнение:
1. Лестер в начале фильма и Лестер в конце фильма: на ваш взгляд, в чем главное отличие (или — отличия)?
2. Испытываете ли вы симпатии к Рикки (парню, который торговал наркотиками и любил смотреть на мертвых птиц и людей)? Если симпатии есть, то, как вы думаете, почему они у вас возникли?
3. Как вы считаете, был ли шанс у Лестера и Кэролайн восстановить, возродить отношения? Если да, то как бы это могло быть?
Елена Кишиневская #   6 месяцев назад 
Лестер в начале фильма и Лестер в конце фильма: на ваш взгляд, в чем главное отличие
Я бы сказала так: это Лестер, вернувшийся к себе. Лестер, когда-то «заблудившийся» в закоулках уступок и невмешательства, снова захотел не только чувствовать настоящие чувства, но и проявлять их — а это путь к внутренней свободе.
Испытываете ли вы симпатии к Рики
Я чувствую сожаление: Рики, вне всякого сомнения, очень способный, с творческим потенциалом, движется по пути саморазрушения. Измененные состояния сознания, которые он получает от использования психоактивных веществ, очень быстро приведут его к деструкции личности и, в конечном итоге, к потере связей с реальностью (то, что называют разрушением конвенциальных структур сознания). Положение усугубляется тем, что его мама имеет явные признаки вялотекущей шизофрении, и довольно высока вероятность, что и у сына есть предрасположенность к нарушениям психики, что косвенно подтверждают некоторые особенности его поведения (например, эмоциональная парадоксальность — внешняя «замороженность» и внутренняя экзальтированность). Курение марихуаны, используемое им в качестве протеста и компенсации, довольно скоро сыграет с ним злую шутку — и в личностном и в социальном плане.
был ли шанс у Лестера и Кэролайн восстановить, возродить отношения?
Думаю, нет. У Кэролайн истерический тип личности, к тому же она неумна. Сочетание «истеричка+дура», на мой взгляд, безнадежный вариант. Скорее всего, Лестер, останься он жив, через некоторое время оставил бы ее, и даже не обязательно ради другой женщины — ради своей внутренней свободы, вкус которой он так явственно ощутил.
Денис Швецов #   6 месяцев назад 
Лена, присоединюсь к тебе.
Действительно, если воспринять Рикки и его увлечение травкой буквально, то будущее у него (учитывая пример матери) выглядит туманным. Я же, если честно, всегда воспринимал «травку» в этом фильме как чисто метафорический прием. Особенно с учетом того, что это, дескать, «специально разработанный военными специалистами сорт, не вызывающий привыкания и прочей паранойи». Ведь вместо этой травки, ко всему прочему жутко дорогущей, есть более действенные приемы: расслабление, спокойное присутствие, прочувствованное удовольствие и другие несложные и очень действенные техники. Как я всегда говорю, «эх, пришел бы такой Рикки к нам в мастерскую, учиться своими внутренними расслабляющими веществами и механизмами пользоваться».

По поводу Лестера и Кэролайн — да, мой прогноз, пожалуй, такой же. Да, конечно, можно попробовать поизгаляться и начать выстраивать с Кэролайн отношения, гася ее истерические выпады своим принятием и восстанавливая впечатления от добрых и теплых когда-то отношений. Но тут бы тогда встал другой вопрос: а зачем Лестеру, будь он таким психологом семи пядей во лбу, такая истеричка. Легче найти себе ровню, которую перевоспитывать не нужно и с которой можно сразу строить теплые и доверительные отношения без лишнего риска опять вляпаться в новую эмоциональную бурю жены.
Я думаю, что Лестер, продолжи он свое внутреннее освобождение, вполне мог бы и снова вернуться в бизнес (но уже в другом качестве, будучи измененным изнутри), вполне мог бы построить новую семью и, как в том анекдоте про просветленного мастера, «опять носил бы воду и рубил дрова». Но это была бы уже другая, более просветленная и, хочется верить, более радостная жизненная история.

Полковнику Фитцу очень бы не помешало упражнение «Принятие». Антивирус ему — то, что доктор прописал. Ибо там такой клубок, что надо его распутывать очень осторожно. Кстати, именно по этой причине «запутанности клубка» такие люди до Антивируса чаще всего и не доходят. А жаль.
Ну не будем о грустном smile Интересно, кто еще чего в фильме для себя накопал? Богатая картина :)
Олеся Денисенко #   5 месяцев назад 
Дорогие Денис и Лена, благодарю за отличнейший фильм и возможность «примерить» роль детектива, распутывающего нелепое убийство smile Расскажу о своём ходе расследования.

Чтобы ответить на стартовые вопросы, попробую разобраться в мотивах поведения Фитца. Мы видим, что это жестокий и жёсткий человек, я бы сказала, деспот. Выражение лица и взгляд Фитца отражает его маниакальное стремление контролировать. Его жене постоянно мерещится беспорядок. Одна из фраз сыну: «Ты абсолютно не уважаешь собственность других людей и власть. Ты не можешь жить, просто делая, что хочешь. В жизни есть правила». Даже представляется всегда одинаково официально: «Полковник Фрэнк Фитц, Военно-Морской флот США». Обратила внимание на его тайное преклонение перед фашизмом, центральная идея которого – создание «чистой нации», за счёт устранения других национальностей, которых они считают «недочеловеками» и создания строжайших законов. Так Фитц и относится к другим.

Основные принципы Фитца — контроль, порядок, правила, власть и его аффективное поведение говорит о возбудимой эпилептоидной акцентуации в характере, скорее даже психопатии. Такое поведение формируется, как правило, в результате нарушения развития ребёнка в период приучения к туалету (если говорить о психосексуальной теории развития З. Фрейда), а разворачивается в полной мере в период полового созревания. Поэтому нарушение сексуальной ориентации возможно, я бы даже сказала, неизбежно. А стремление к порядку и установлению правил является той «социальной маской», которая скрывает эти запретные желания. И если Фитц не явный, то латентный гомосексуалист точно. Глядя на его жену, сложно понять, каким образом у них появился сын smile Вообще, для людей с эпилептоидной акцентуацией секс является одним из главных способов разрядки. А для человека, придерживающегося правил и порядка, «супружеский долг» имеет большое значение. Просится вывод, что женщин он не хочет, а мужчин – нельзя. Да и его открытая ненависть к педерастии тоже неспроста. А вот на обнажённый торс Лестера Фитц смотрит с интересом.

Чтобы понять, почему Фитц пошёл в гараж к Лестеру, мне вспомнилось открытие гениального Алексея Алексеевича Ухтомского о доминанте – господствующем очаге возбуждения, который тормозит все остальные и подчиняет их себе. Это как в сказке про репку: мышка за внучку, внучка за Жучку, Жучка за бабку и т. д. То есть, доминанта – эта по сути та «репка» вокруг которой «хороводят» все остальные потребности и желания. Так у нашего героя, Фитца, который очередной раз узрел голое тело Лестера, на мой взгляд, разыгралась сексуальная доминанта.

Дальше идут подтверждения – Фитц, «достраивает» наблюдаемую из окна картину, подозревая сына в гомосексуализме. Да и сын «признаётся» в сексуальной связи с Лестером. Доминанта дала «сбой в системе» и затормозила все привычные шаблоны поведения — к чёрту правила и порядки! И тут Остапа (вернее Фитца) понесло в направлении разыгравшейся доминанты (вернее в гараж Лестера). А тут ещё Лестер решил поведать Фитцу об изменах жены и своём безразличии к этому. Всё сходится. Фитцу рвёт крышу. Но оказалось, что он просчитался. Лестер — не тот, за кого его принимает Фитц. И тут разыгравшейся сексуальной доминанте приходит конец. Фитц возвращается к знакомым шаблонам поведения. Однако порядок уже нарушен. И он пытается его восстановить. Самый приемлемый способ, учитывая уровень его интеллектуального развития, найти виноватых и уничтожить лишнее (тут опять вспоминаем его увлечение фашизмом). Этим «лишним» и оказался Лестер.

По поводу Лестера и Кэролайн согласна, что их отношения обречены. Мне вообще сложно назвать «это» отношениями, а уж тем более семьёй: у них нет уважения друг к другу, нет общих целей, ценностей, интересов. И даже дочь для них просто часть их глупой игры. На мой взгляд, их роман был результатом мимолётного увлечения. Зачем они продолжали его столько лет, ответить не смогут ни один, ни другой, как говориться, «вопрос не по окладу» smile Поэтому восстанавливать тут нечего.

А вот по поводу Рикки мне бы не хотелось делать пессимистичных прогнозов. Несмотря на его «странные» увлечения, он неглуп, неплохо коммуницирует в социуме. Мне импонирует его умение справляться с жизненными трудностями. Ведь несмотря на подарок судьбы в виде чудных (не знаю, на какой слог лучше поставить ударение) родителей, он не раздавлен и безволен, а наоборот, играет по своим правилам, пытаясь не конфликтовать с правилами семьи. И хоть «бывших» наркоманов не бывает, мне хотелось бы верить, что у Рикки есть шанс. Ведь в конце фильма он уходит от родителей и решает переехать в другой город. Я знаю людей, которые успешно справились с этой зависимостью, хоть это совсем непросто.

Ну и напоследок, про Лестера. В начале фильма это безвольный человек, плывущий по течению, проживающий бесконечный «День сурка». А в конце я увидела как минимум три его «ипостаси». Первая – это деградация в подростковый возраст. Он просто пошёл в сторону лёгкого удовольствия — «секс, наркотики, рок-н-ролл». Тут опять движущей силой была сексуальная доминанта. Правда, в отличие от Фитца, предпочитавшего, в силу необременённости интеллектом, действовать напролом, Лестер «идёт в обход» — совершенствуя своё тело, приближаясь к секс-символу (хоть и слегка помятому, учитывая возраст) и пытаясь заполучить желанную «конфетку».

После того, как Лестер узнаёт, что «желанная конфетка» — девственница, его разум берёт верх над инстинктами. А это настоящая трансформация! И мы видим совсем другого Лестера, более осознанного, более гармоничного, я бы даже сказала, конгруэнтного. Однако «духовные поиски» Лестера на этом не заканчиваются. Он становится мудрецом, познавшим смерть. Правда, тут уже не сам Лестер, а скорее его сущность, «всевидящее око», которую мы можем слышать. Теперь он умеет отличать настоящее от наносного и временного. Вот тут бы жить да жить, но… Как говорил попугай Кеша: «Эх, на самом интересном месте».
Елена Кишиневская #   5 месяцев назад 
У меня есть своя версия того, зачем полковник приходил к Лестеру и почему убил его, но мне хочется сначала послушать версии других участников.

Прекрасная работа Торы Бёрч (Джейн) и одна из самых лучших ролей Мены Сувари (Анджела), но здесь с точки зрения поведения их героинь всё достаточно прозрачно.
Олеся Денисенко #   5 месяцев назад 
У меня есть своя версия того, зачем полковник приходил к Лестеру и почему убил его, но мне хочется сначала послушать версии других участников.
Ох, я в предвкушении. А тут ещё кто-нибудь живой есть? :)
Денис Швецов #   5 месяцев назад 
Олеся, спасибо тебе за твой разбор. Мне очень близко твое размышление про «доминанту».
Кстати, да, про флирт Лестера и Анджелы: глядя на то, как менялось его отношение к Анджеле, мне интересно было наблюдать за его трансформацией. От одержимости — до спокойного принятия своих желаний и гармоничности.
Лестер, который впервые увидел Анджелу — это озабоченный мужик, которого возбуждение накрывает с головой, лишая возможности мыслить разумно.
Лестер, который нежно трогал Анджелу в последний (в прямом смысле слова) день — это уже человек, который не затыкает свои эмоции, но и не обуреваем ими. Ведь он все так же был очарован Анджелой, и все так же, я думаю, хотел бы заняться с ней сексом. Но у Лестера, который прошел по всем позициям восприятия (от шаблонной — к первой (я хочу!), второй (сочувствие тем, кто рядом), третьей (как все это взаимодействует в системе)), возникло желание позаботиться об этой девчушке, которая, по сути, ему как дочь, и которая потерялась и запуталась, чувствуя себя неловко в ситуации личностной обнаженности.
Лестер определенно повзрослел. Созрел. И я думаю, что, будь он дальше живым, он бы вполне мог организовать свою жизнь разумно и радостно.
Олеся Денисенко #   5 месяцев назад 
Лестер определенно повзрослел. Созрел. И я думаю, что, будь он дальше живым, он бы вполне мог организовать свою жизнь разумно и радостно.
Хотелось бы в это верить. Но, с другой стороны, в жизни Лестера ничего нет — нет дела, увлечений, семьи, верных друзей, и даже иллюзорная цель, ради которой он отказался от прежней жизни — тоже растворилась. В такой ситуации подобная трансформация, которая произошла с Лестером, скорее испытание, чем благо. Хватит ли у него душевных, да и физических сил выстроить заново здание своей жизни? Да так, чтобы оно радовало его. Ресурсов-то маловато. И так как в конце не очень-таки понятно, кто его застрелил, у меня была одна из гипотез, что это он сделал сам, увидев бессмысленность своей жизни, а главное — отсутствие понимания, что делать дальше. У него есть большой соблазн скатиться опять в «секс, наркотики, рок-н-ролл». Только теперь и они его радовать не будут.
Елена Кишиневская #   5 месяцев назад 
Чем больше я думаю о событиях этого фильма, тем больше вижу, что многое в нем — не такое, как кажется. Попробую рассказать, опираясь на совокупность деталей и язык тела героев, а также микровыражения лица (по системе Пола Экмана).

Лестер.
На первый взгляд Лестер предстает неудачником, слабовольным середнячком и подкаблучником. Но давайте посмотрим внимательно на некоторые факты (следуя девизу фильма «look closer” — «присмотрись» :)
1) Лестер 14 лет был сотрудником довольно крупного чикагского технического журнала (это ежемесячный журнал, размещающий техническую информацию о производствах и товарах. В кадре 04:31 мы видим как минимум 30 рабочих мест, и все они заняты сотрудниками — и это, по логике вещей, далеко не весь персонал). При увольнении он получил сумму в 60 тыс.долларов (годовую зарплату и, возможно, еще страховку), из чего предполагаем, что его годовая зарплата составляла не менее 40 тыс. долларов, т.е. примерно 3,3 тыс. в месяц (сравним: средняя зарплата в США в 1998-1999 годах составила примерно 2,5 тыс. в месяц — по данным Минтруда и Минэнергетики США. Кроме того, Чикаго, третий по численности населения город США, всегда был среди наиболее обеспеченных. А среднегодовая зарплата в 40 тысяч и сейчас, почти через 20 лет после времени действия фильма, считается хорошим уровнем для журналистов среднего эшелона). Получается, Лестер работал в респектабельном месте, вполне прилично зарабатывал, и уровень их семьи был в категории не ниже «мидл мидл» (например, они могли себе позволить купить диван стоимостью 5 тыс.долларов и авто бизнес-класса — у них мерседес и тойота-камри). Конечно, Кэролайн тоже работала, но, судя по всему, её бизнес пока не слишком процветал, так что финансовой основой был всё-таки Лестер. Кстати, это он дал жене денег на открытие бизнеса, что составило примерно от 15 до 20 тыс.долларов — несколько месяцев обязательного обучения, стоимость лицензии, профессиональных справочников и программ, рекламные материалы, банеры и другие технические затраты (специально узнавала у своих друзей, уже давно живущих в Америке). Значит, у Лестера такая сумма должна была быть в запасе, причем это были так называемые «условно свободные» деньги, а вовсе не НЗ на черный день.
Я бы не сказала, что это ситуация неудачника.

2) В некоторых аннотациях к фильму можно прочесть, что Лестера не ценили и не уважали на работе, однако из событий фильма это никак не следует. Единственным сотрудником, который разговаривал с Лестером свысока, был новоиспеченный консультант по организации труда Брэд Дюпре, принятый в компанию за месяц до увольнения Лестера. Дюпре производит впечатление не слишком умного, но ловкого человека, умело наводящего «тень на плетень», создающего образ собственной значительности. В его задачу, скорее всего, входило найти среди сотрудников «козлов отпущения», которых можно было бы сократить без их особого сопротивления. Лестер, уже довольно долгое время выбиравший путь избегания конфликтов, обманчиво показался Дюпре подходящей кандидатурой.
В разговоре с Кэролайн (06:27), когда она убеждает мужа написать отчет о его достижениях во избежание увольнения, Лестер говорит (и довольно рассерженно): «А тебе не кажется, что это ущемляет моё достоинство?!» Вряд ли так стал бы говорить человек, которым много лет пренебрегали на службе. Это скорее слова человека, знающего свою деловую репутацию — может быть, не выдающегося специалиста, но вполне добротного работника.

3) Лестер говорит о себе (04:06): «Я потерял что-то, сам толком не знаю, что именно, но я знаю, что не всегда относился ко всему так… спокойно». Значит, раньше он реагировал совсем по-другому и сейчас одна его часть осознает это, а другая просто плывет по течению. «Но, знаете что, — говорит он с подъемом, — никогда не поздно всё вернуть!» (тот же эпизод, 04:22). Заметим, что всё это происходит в самом начале фильма, еще до его встречи с Анджелой и знакомством с Рики. Могло бы показаться, что именно эти встречи послужили причиной изменений Лестера, но в действительности это не так — все необходимые процессы уже назрели внутри нашего героя, нужен был всего лишь повод, легкий толчок.
Практически все закадровые комментарии Лестера звучат иронично — не равнодушно, не потерянно, не жалобно — а с теми характерными интонациями человека, который всё видит и понимает, но по определенным причинам выбирает не вмешиваться в события, не вступать в конфликт.

4) В течение всего фильма Лестер вовсе не робеет перед Кэролайн, а, наоборот, разговаривает с ней довольно едко, и выражение лица у него совсем не кроткое. Правда, он не особо стремится оставить за собой последнее слово, чтобы не связываться с безнадежной истеричкой Кэролайн. Думаю, Лестер совсем не безвольный, просто он довольно миролюбивый человек, не любящий конфликты и стремящийся их избегать. В какой-то момент их жизни с Кэролайн он предпочел уступать ей (возможно, во время ее беременности, не желая ее расстраивать), а потом просто привык к этому, да и вообще решил, что невмешательство и пофигизм – очень удобный способ уклоняться от ссор и свар. Такая своеобразная защита личного пространства «неделанием».
(Это привело его, в частности, к тому, что он потерял контакт с дочерью, которая была обижена на него за отсутствие внимания, а также, очевидно, за то, что он недостаточно принимал ее сторону в бесконечных придирках матери).

5) Теперь посмотрим на то, как Лестер говорит и двигается, на его позы и жесты. Тело — самый верный указатель того, как человек чувствует себя в действительности. Например, эпизод первой беседы с Дюпре (05:12) — Лестер сидит в свободной, раскованной позе, и говорит совсем не тоном забитого мямли, его речь уверенная и саркастичная. То же и при следующей их встрече (мы также слышим, как Дюпре зачитывает отчет Лестера, составленный в вызывающей, даже издевательской манере).
Практически во всех эпизодах (за редким исключением) Лестер держится свободно, его тело несколько оплывшее, но не зажатое. В сценах его грёз об Анджеле он выглядит, скорее, оторопевшим, обалдевшим, а не забитым или робким. В интимных сценах его движения нежные и бережные — это движения взрослого человека, знающего своё место под солнцем, а совсем не неловкие потуги неопытного подростка.
Посмотрим внимательно на выражение лица Лестера: это очень разнообразные эмоции человека, способного на сильные чувства – вот он сердитый, вот ироничный или саркастичный, вот веселый, вот дружелюбный, а вот совершенно сраженный видом юной Анджелы… Пожалуй, только в сценах, где он дома или в машине с женой, он выглядит отстраненно-раздосадованным или равнодушным – но этих сцен совсем не большинство.
А в финале фильма, когда Лестер рассматривает фото своей семьи, на его лице выражение нежности и тихой радости, он явно любуется фотографией – полное ощущение, что он вспомнил все чувства, которые, как ему казалось, он утратил уже несколько лет назад.
Я думала, как в фильме было создано ощущение Лестера-недотепы, хотя его внешний вид и поведение совсем об этом не свидетельствуют? И пришла к выводу, что это было достигнуто, во-первых, за счет ироничных интонаций закадрового текста, а во-вторых, за счет постоянных раздраженных окриков или саркастических замечаний Кэролайн, когда Лестер не дает ей отпор, а просто вяло отбрехивается.
Лестер – сангвиник, доброжелательный и контактный, вполне уверенный в себе, но в какой-то момент утративший контроль за ситуацией в семье из-за своей политики невмешательства. Я бы не стала говорить, что Лестер кардинально изменился или повзрослел — мне кажется, правильнее будет сказать, что он вернулся к себе. И точкой возврата, по моим соображениям, стал момент, когда он и Рики курят травку на заднем дворе ресторана: Лестер как будто возвращается на 25 лет назад, когда был молод, беззаботен и свободен от необходимости «держать лицо». Почему именно этот момент? В эпизоде (49:16) Лестер говорит по поводу стоимости порции травки: «надо же, как всё изменилось с 73-го года…», очевидно, имея в виду, что раньше было намного дешевле. То есть Лестер тогда, в 73-м, пробовал покуривать, но «секс, наркотики и рок-н-ролл» не стали предметом его пристального интереса, а были просто случаем, элементом юношеской жажды жизни и ощущения свободы: в том же эпизоде фильма Лестер рассказывает Рики, что когда был в его возрасте (а это как раз и есть примерно 1973 год), то «всё лето жарил гамбургеры, чтобы купить себе новый плеер», так что думаю, что и на систематическую травку, и на плеер вряд ли хватило бы – так, на пару эпизодов, и плеер всё-таки был ему важнее. И вот сейчас Лестер, затягиваясь сладким дымком, невольно возвращается в состояние, когда «вся жизнь впереди» и все возможно.

Что касается гипотезы, что Лестер застрелился, то — нет: невозможно держать собственной рукой пистолет, приставленный к затылку под таким углом, к тому же в момент выстрела Лестер обеими руками держит фотографию семьи. Лестера убил полковник – он возвращается домой весь забрызганный кровью, в его коллекции оружия на стене явно не хватает экспоната (1:54:17), на руках перчатки, чтобы не оставлять следов, и у него был сильный мотив.
Елена Кишиневская #   5 месяцев назад 
Джейн
Может показаться, что Джейн ненавидит отца, но это просто слова, за которыми она прячет свою обиду на него. Судя по всему, Кэролайн постоянно одергивала и критиковала Джейн, выбирала обидный саркастический тон, а Лестер не вступался за дочь открыто (может, когда-то и пробовал вмешаться, но отступал под натиском истеричной жены и в конце концов махнул рукой). Джейн говорит: «мне нужен отец, на которого я могла бы равняться…», на самом деле для нее более важно, чтобы он любил ее и защищал: «было бы неплохо, если бы я была ему также важна, как она … (про Анджелу)», говорит она печально (1:20:29). Он представляется ей слабаком и недотепой по сравнению со вспыльчивой, раздражительной и скандальной матерью, всегда готовой уколоть словами. Кэролайн постоянно язвит и делает резкие замечания дочери в присутствии мужа, и мужу при дочери, а вот Лестер переругивается с женой преимущественно наедине, но Джейн не слышит этого, потому ей кажется, что отец ее совсем не защищает, то есть предает.
Интересный момент: Джейн одевается нарочито небрежно и неброско, но при этом копит деньги на увеличение груди, хотя с ее бюстом явно все в порядке – это такое бессознательное стремление привлечь именно мужское внимание, и попытка сопротивления назойливому женскому (чтобы позлить мать).
В разговорах с отцом Джейн смотрит на него с иронией, с упрямством, а в кадре 09:10 – со смешанным выражением упрека и спрятанной печали, смущенно опускает глаза – но нигде у нее нет выражения лица или интонаций ненависти. Даже когда она говорит об отце с Рики, то в ответ на его «а ты хочешь, чтобы я убил?» она хоть и отвечает «да», но не со злобой, это скорее кокетство, завуалированное под вызов – в ситуации неконгруэнтности главным для смысла будет невербальная часть, а здесь она не свидетельствует об агрессии. Чуть позже (1:22:58) она говорит Рики: «ты ведь знаешь, что я это не серьезно…», и это звучит совершенно искренне.
В эпизоде 38:07, когда Анджела довольно грубо и презрительно бросает: «это с твоей матерью невозможно жить, она просто дура!», Джейн никак не реагирует, не возмущается хотя бы для вида, просто пропускает мимо ушей. А вот на замечания об отце явно реагирует, причем не злобно, а смущенно – затыкает уши, когда Анджела говорит какие-то нескромные подробности о мужском теле.
В конце фильма, когда Джейн увидела мертвого Лестера, на ее лице растерянность и страх — и ни малейших признаков торжества или злобного удовлетворения, которые обязательно промелькнули бы хоть на долю секунды, если бы она действительно ненавидела отца. Нет, Джейн отца любила, хотя и стыдилась его, и его смерть оказалась для нее ударом.

Полковник Фитц.
Полковник ВМФ, судя по виду памятного перстня – выпускник академии в Аннаполисе. Не совсем понятно, в отставке ли полковник или продолжает служить – мы видим его все время в гражданской одежде, но американским офицерам не разрешается носить форму во внеслужебное время (только по особым случаям, и для этого нужно получить специальное разрешение). В одном из эпизодов (1:35:00) Рики бросает ему: «ты просто нечастный старик!», и полковник закрывает лицо руками и рыдает, поэтому я склоняюсь к тому, что полковник все-таки в отставке — вряд ли такой жёсткий человек, как полковник, будучи действующим офицером, спустил бы оскорбление. Действительная служба уже больше не служит ему опорой, он всего лишь цепляется за воспоминания.
Полковник не слишком умен и довольно простодушен (Рики легко обводит его вокруг пальца и в разговорах часто говорит со скрытой издевкой, но полковник принимает все за чистую монету), при этом он выпускник одного из ведущих военных вузов страны, из чего я предполагаю, что он из семьи кадровых военных. Армейская дисциплина для него ответ на все вопросы и решение всех проблем.
Что касается предположения о его гомосексуальности, в первоначальном варианте сценария действительно была вскользь прописана эта линия (отношения тогда совсем молодого Фитца и его сослуживца), но потом все эпизоды были вырезаны. Если же внимательно посмотреть, то актер Крис Купер играет совсем другую историю своего персонажа, полковника Фрэнка Фитца. В окончательном варианте фильма полковник — человек жесткий, прямолинейный, лапидарный и не слишком умный, и совершенно обычный сексуально – в первую очередь, в силу своей конформности и ориентированности на традиционные ценности. Во всех сценах, где так или иначе заходит разговор о гомосексуальности, у него жесткое и презрительное выражение лица и убедительные интонации. Если бы он сам был гомосексуален, то хотя бы в одной сцене мы увидели мимическое несоответствие в верхней и нижней половинах лица или другие признаки неконгруэнтности, но этого нет. Теперь вопрос: как объяснить сцену в гараже, где он пытался поцеловать Лестера? Это один из самых интригующих эпизодов фильма, он стоит того, чтобы разобрать его очень подробно. Для того, чтобы понять его, вернемся немного назад.
(1:26:39) Полковник находит видеозапись сына, на которой обнаженный Лестер с гантелями. Выражение лица полковника удивленно-настороженное: брови сведены и одна приподнята, уголки губ опущены, глаза напряжены. В этом выражении нет ничего, что указывало бы на возникший сексуальный интерес. Дыхание полковника учащается, но выражение лица остается прежним – это признаки волнения и страха, ведь он обнаруживает, что его сын, которого он считал таким благонадежным, интересуется голыми мужчинами. (1:32:15) Полковник видит через окно своего сына и Лестера и ошибочно принимает их действия за сексуальный акт. Полковник совершенно потрясен, он стоит в прямом смысле с открытым ртом и напряженным выражением лица. Если раньше у него были подозрения, то теперь он своими глазами видит грехопадение сына. (1:33:30) Полковник поджидает Рики в его комнате и избивает его, его ярость подогревается тем, что сын не отрицает гомосексуальных действий и даже бравирует ими, в то время, как полковник надеялся, что сына вынудили к этому («Что он заставил тебя делать?»). Сцена завершается тем, что полковник в бешенстве выгоняет Рики из дома, но одновременно понимает, что сын не собирается оправдываться, а после фразы «ты просто несчастный старик» становится понятно, что былое послушание и уважение сына – просто блеф, финальные слова полковника «убирайся…» звучат уже с интонацией отчаяния. Да, полковник в полном отчаянии (его лицо искажено гневом и страхом), ведь в действительности он любит Рики, когда-то он надеялся, что сын продолжит традицию военной карьеры, а все строгости воспитания и побои – это от страха, что сын пойдет не по той дорожке. (1:36:20) Полковник видит через окно, как после ссоры Рики идет по направлению к дому Бернэмов и думает, что тот идет к Лестеру. (1:38:56) Мы видим лицо полковника, стоящего перед окном гаража Бернэмов, на нем выражение отчаяния, он явно пытается совладать с собой. (2:39:40) Полковник разговаривает с Лестером, при этом стоит к нему вполоборота, как будто порывается уйти – возможно, он все еще надеется, что ошибался относительно сына. В этот момент Лестер сообщает о неверности жены и своем равнодушии по этому поводу. Выражение лица полковника в этот момент имеет элементы сомнения и презрения (2:01:37). Лестер совершенно спокоен и беззаботен — полковник горько смеется, его надежда рухнула, затем у него вырываются рыдания. В этот момент Лестер предлагает снять мокрую одежду, и полковник принимает это за приглашение к близости, он мучительно и с отчаянными рыданиями думает о чем-то, потом решается, делает над собой усилие, шагает к Лестеру, обнимает его (мы видим судорожный, мучительный жест его пальцев) и пытается поцеловать.
На что же в самом деле решился полковник Фитц? Анализируя покадрово выражение его лица и движения, я пришла к выводу, что он решил предложить Лестеру себя вместо сына, в буквальном смысле пожертвовать собой. Когда Лестер отстраняется от него, по выражению лица и интонации полковник понимает, что ошибся и истолковал все неправильно. Полагаю, в голове у него полный хаос, а в душе непрекращающееся отчаяние, только теперь оно относится к новым обстоятельствам: полковник, как он считает, уронил себя в глазах общества, представ гомосексуалистом. И Лестер – свидетель его якобы позорного падения, но объясняться по этому поводу, чтобы устранить недоразумение, полковник или считает ниже своего достоинства, или боится, что Лестер ему не поверит (т.к. сам вполне терпим к «голубым» соседям). Мысль об этом для полковника настолько невыносима, что он решается на убийство, благо оружия в доме полно. Он явно в состоянии аффекта, так как не понимает, что никакие перчатки его не спасут в таких обстоятельствах.

Я думала о том, почему могло возникнуть впечатление о возможной скрытой гомосексуальности полковника, хотя ничто в его поведении и выражении лица не говорило об этом. Потом поняла – музыка. Музыка, сопровождающая эпизоды, когда полковник смотрит видеозаписи сына, а потом когда видит сына и Лестера через окно, такая же, как и в эпизодах, где Лестер грезит об Анджеле. То есть этой музыкой были обозначены сексуальные грёзы – не реальные события, а фантазии, только в случае с Лестером это были фантазии-надежды, а в случае с полковником фантазии-подозрения, но и там и там они имели острый оттенок «греха». Но пока мы смотрим фильм, сознание не разделяет это на смыслы, а бессознательная часть воспринимает музыкальный сигнал так, как он заякорен первым эпизодом (где Лестер впервые увидел Анджелу). Обратим внимание на то, что в эпизоде, где Лестер раздевает Анджелу, музыка совсем другая – реальную, пусть даже только намечающуюся близость в фильме обозначает совершенно иной звуковой ряд. В этом фильме звук играет коварные шутки: из-за пронзительного голоса Кэролайн Лестер кажется мямлей и недотёпой, а напряженная музыкальная капель сбивает с толку относительно полковника.
Кирилл #   4 месяца назад 
Всем, привет! Интересные обсуждения. Шерлок Холмс просто отдыхает. Вау.

Полковнику Фитцу очень бы не помешало упражнение «Принятие». Антивирус ему — то, что доктор прописал. Ибо там такой клубок, что надо его распутывать очень осторожно. Кстати, именно по этой причине «запутанности клубка» такие люди до Антивируса чаще всего и не доходят. А жаль.

Да, Денис, я тоже обратил внимание на то, что у полковника много запретов и что Антивирус был бы ему очень кстати.

Отвечать в обсуждении могут только участники группы
Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых записях.