Вынужденная добродетель теряет всю свою цену. © Д.И.Писарев Жизнь человека, воспитанного на эмоциональных манипуляциях, ему неподконтрольна

Вход в счастливую жизнь :)

За публикацию здесь можно заработать инсайты (нажмите, чтобы узнать подробности).

Жизнь эмоциями или ценностями?

Жизнь эмоциями или ценностями?


Вынужденная добродетель теряет всю свою цену.
© Д.И.Писарев


Жизнь человека, воспитанного на эмоциональных манипуляциях, ему неподконтрольна. При чувстве несправедливости он гневается или обижается, при неудачах чувствует вину или страх, при чьём-то плаче испытывает жалость, при каких-то событиях испытывает радость, при каких-то грусть. Иногда что-то одно из этого, иногда все удовольствия эмоционирования сразу, и не только эти.

Человек с рождения (а некоторые считают, что и в утробе) учится взаимодействовать со своим телом и окружающей средой. Учится, чего надо бояться, когда надо гневаться, чему надо радоваться, от чего испытывать вину и жалость. В дальнейшем все эти эмоциональные реакции возникают неподконтрольно его сознанию, как и у животных, у которых сознание отсутствует. Животные — жертвы своих повадок.

Более того, на основе этого эмоционирования развиваются целые культуры. Чувство вины и жалость – ставятся моралистами в основу жизни общества. Несмотря на то, что любой манипулятор может сыграть на них, как на волынке.


Я же говорю вам суперновый завет: «Вынужденная добродетель теряет всю свою цену».

Надеюсь, это войдёт в Евангелие Церкви Меня.

Тот, кто не убил человека, дабы не испытать чувство вины, избежать самоистязания – раб своих алгоритмов.
Тот, кто накормил голодного из чувства жалости, дабы прекратить свою душевную боль – не следует призыву Будды к отказу от страданий.

Сострадание – это помощь другим людям и нелюдям, но не страдание самому. Не люблю я слово «сострадание». Переводчик криво перевёл на русский с санскрита – так считаю я.

Осознайте себя и своё поведение. Откажитесь от кривых бездумных реакций. Проактивные действия — шаг к статусу Человека Разумного.


Как же жить обществу, в котором не будет культуры неосознанного эмоционирования? Необходимо ему подарить культуру ценностей. И воспитывать детей на основе её.

Не убьёт человека тот, кто ценит его жизнь.
Накормит голодного тот, кто любит людей.

Это авторская позиция человека, который принимает решения и управляет своими действиями самостоятельно, а не под гнётом отрицательных эмоций.

Можно жить и без подаренных в детстве гуманистических ценностей. Только эти люди плохо кончают, не успевши окультуриться на собственном горьком опыте. И чем меньше в обществе будут жалеть таких, тем лучше будет жить обществу.


PS. В приличных компаниях не берут на работу людей с не совпадающими ценностями. В общество тоже не стоит выпускать непроверенных людей без должного контроля.

Если ещё рассматривать структуру личности:
psihologion.ru/posts/746-Struktura-lichnosti-Neyrologicheskie-urovni.html
то можно заметить, что у многих людей верхние уровни личности просто не построены.
Потому и культура этих многих оставляет желать лучшего.
18:35
Леш, спасибо за статью и за еще одну возможность вместе подумать :)
На твой взгляд, а как именно может выглядеть «воспитание через культуру ценностей»? Например:
Не убьёт человека тот, кто ценит его жизнь.

На основе чего человек будет решать, что он ценит чью-то жизнь?
Как ты это видишь?
У нас есть проверенный годами прейскурант оценки человеческой жизни — УК РФ ;)
Практика применения не без изъянов, но всяко лучше, чем на эмоциях.
Начать можно было бы через преподавание юридических и психологических наук в школе, ну и на профильных сайтах ;)
С любовью сложнее ;)
20:33
А УК РФ человек будет соблюдать исходя из чего? Из страха?
Если из страха, то правильно ли я понимаю, что это будет также «вынужденная добродетель»?
Или ты видишь иначе?
Да, есть люди, которые соблюдают УК из страха. Это вынужденная добродетель.
Ну, вот, если у человека будет ценность сохранения человеческой жизни, то он будет это делать не из страха.
Я привёл УК как пример норматива по принятию решений, чтобы понять насколько следует ценить человеческую жизнь в нашем обществе номинально. Многие ситуации там не описаны. Например, кому следует помочь, если на ножах дерутся два человека. Можно обозначить прибавочную стоимость каждого человека у меня в голове к номинальной — и действовать исходя из этого ;)
Как прививать ценности — обучением, внушением и примерами.
22:20
Леш, если я тебя правильно услышал, ты за то, чтобы как можно дальше отойти от запугиваний и как можно ближе подойти к вариантам «воспитания», основанных на двух других столпах: личной выгоде (радости) и простому обучению через подражание. Верно?
Мне, кстати, тоже это близко и тоже такая стратегия нравится.
При этом вариант «через подражание» (когда человек просто копирует следование тому, чему следуют все люди в его окружении) в целом мне тоже видится «глупым». И не факт, что человек, усвоив через подражание одни ценности, не сменит их потом на другие (так же через подражание, если вдруг сильные и крутые люди вокруг него сменятся). Но, с другой стороны, с чего-то же нужно начинать :) Подражание, на мой взгляд, лучше, чем шизофреногенная система взаимоисключающих страхов.
Ценности общества можно согласовать с личной выгодой и радостью — через принятие этих ценностей как своих личных. Общество гарантирует свободу при игре по правилам, это выгодно и доставляет радость ;)

Да, подражание — это как набраться знаний из умных книг. Весьма желательно их проверять на личном опыте.
23:15
Ценности общества можно согласовать с личной выгодой и радостью — через принятие этих ценностей как своих личных. Общество гарантирует свободу при игре по правилам, это выгодно и доставляет радость ;)
Да, присоединяюсь.
Кстати, если вы хотите помочь соблюдать закон не из страха, а на основе ценности закона в ваших глазах как такового (хотя бы его части), то для удобства уже появилось приложение spotapp.org, которое позволяет фиксировать нарушение ПДД, а также мвд.рф/apps для фиксации нарушений УК.
13:45
Что думаю я — сознание все равно стоит на огромном слое бессознательного. Сознательное решение должно опираться на что-то. Я делаю (а) чтобы (б) или потому что (б). А (б) — чтобыпотомучто в… и так, до бесконечности? в реале — нет. В реале — быстро доходит до — потому что это я. И я — таклй а не другой. И это уже нипочему. Само по себе так есть.

то что в нас выбирает… оно таинственно.
«Потому что» — это реактивная конструкция. Проактивная — «зачем».
Ну, вот, пока в этих нас выбирает таинственное на основе реакций, не быть этим нам разумными ;)
13:47
Отдельный вопрос — о ==приличных компаниях==. Там если поскребсти, в глыбине ценность — приносить прибыль акционерам… а все остальные тоже ценности… вишенки на торте.
Кстати, коллеги, как вам вообще воспитание на основе эмоциональных манипуляций?
Я неоднократно встречал в литературе по воспитанию детей, подчинённых и т.п. такие методы как «зыркнуть хмуро и грозным голосом указать его место». Причём, ладно, чтобы просто показать зубы и поставить на место зарвавшегося хулигана. Так нет же, приём используется именно как дрессировка. Как в книге «Не рычите на собаку», где тётя одной только нахмуренной бровью управляла поведением домочадцев. И такое воспитание выдаётся за добродетель.
А потом ребёнок вырастает и накладывает в штаны кирпичи от каждого зыркающего.
23:48
Как мне видится, само по себе «воспитание на основе эмоциональных манипуляций» весьма широкое понятие, смазанное, как мне кажется как раз своей широтой. Если подкрепление позитивное --> «К», а не «от», то почему бы и да.
Манипуляции есть в любых взаимодействиях, степень экологичности оных — слабое место не только детско-родительских взаимоотношений, взаимодействий.
соблюдать закон не из страха, а на основе ценности закона в ваших глазах как такового (хотя бы его части)
Вырву из контекста. Лёш, я не ценю закон. В моём опыте он слишком часто работал против человека в х-ситуации.
«Незнание закона не освобождает от ответственности бла-бла-бла..» — моё не знание законов не равно моим правонарушениям, коии отсутствуют, что подсказывает мне, что есть что-то свыше планки закона, что заложено в нас и делает нас человеками. Мораль? Возможно, но сомневаюсь. Мне кажется есть что-то глубже.
Если подкрепление позитивное --> «К», а не «от», то почему бы и да.

Да, Ксюша, спасибо за поправку. Я за позитивное подкрепление.
В моём опыте он слишком часто работал против человека в х-ситуации.

Тоже соглашусь, что его применение неидеально. Идеального не бывает. Мне повезло, в моём опыте закон работает как надо. Каждый день люди вокруг меня совершают множество действий, не нарушая закон. Учитывая, что построением ценностей не все заморачиваются. Какими бы они не были, в том числе христианские. Если бы завтра УК отменили, то на улицах возник бы передел власти.
Был на нескольких судах, там тоже всё закончилось приемлимо. Уверен, что есть дела, которые кончались неприемлимо.
Но я вижу в этом хотя-бы попытку решать конфликты цивилизованным, разумным путём — через договоры и переговоры, а не бессознательным автоматом: разозлился — дал в бубен.
что заложено в нас и делает нас человеками.

И закладывается это в нас другими человеками. Вопрос — что именно.
10:36
что заложено в нас и делает нас человеками.

И закладывается это в нас другими человеками. Вопрос — что именно.
Лёш, да, и мне ответ интересно бы было узнать.
07:43
А можно цитату, где К.Прайор именно зыркала? там то кажись упор был на положительное подкреплпние.. Читал канеш давно, но… Алексей, сам то как деток воспитуешь? И в какой книге по мотивации прямо написано, что надо ставить на место… я в замешательстве, никогда такого конкретно не видел.
Карен молодец, она как раз тетушку упомянула как пример неудачного метода.
Ок, как увижу пример, который меня возмутил — приведу ;)
Воспитываю положительными подкреплениями и договорённостями.
07:49
Тут ведь вопрос такой — как сами ценности должны проникнуть в мозг воспитуемого, и ладно сами ценности — там должен быть еще алгоритм развертки — какие модели поведения их реализуют, более менее. Вот все это инсталлируется в бессознательном возрасте, по сути, во многом — через эмпатический, эмоциональный контакт. Кроха сын к отцу пришел, и спро… я же рассказывал, про находчивого мальчика, который нашел коляску? Вот на него никто не зыркнул — чужое брать нельзя, быстро пошел извинился и вернул. Не привита ценность честности и уважения к собственности и модель, разворачивающая их в поведении…
Да, всё так — ни ценность не привита, ни чувство вины. Дикарь растёт.
Вот все это инсталлируется в бессознательном возрасте

Есть мнение, что ценности — объект для работы сознания. Бессознательное безоценочно.
Посему можно, конечно, что-то бессознательно насаживать, но это будет уже автоматизм, а не сознательное осмысление. Хотя, конечно, можно помогать ценностям складываться как надо, воздействуя на поведение.
Будем надеяться, что мальчику помогут обрести ценности в исправительных учреждениях до того, как его кто-нибудь пристрелит.
Будем надеяться, что мальчику помогут обрести ценности в исправительных учреждениях до того, как его кто-нибудь пристрелит.
какой ты оптимист, Алексей! :-D
14:24
но это будет уже автоматизм, а не сознательное осмысление. Хотя, конечно, можно помогать ценностям складываться как надо, воздействуя на поведение.

А это ==как надо== оно на чем-то основано? Если основано, а у основания есть основание под ним? там же черепахи до самого низа, если все основывать… Не так все устроено. (по моему) ценности и волевые акты истинные — это подводные течения, которые исподволь направляют потоки сознания.… а может и не они… у каждого из нас есть слой очевидностей, на которых уже возводится ==а поэтому или для этого надо так и сяк== но сами эти очевидности перевыбрать довольно сложно, если вообще возможно. пока думаю так.
А это ==как надо== оно на чем-то основано? Если основано, а у основания есть основание под ним?

Первично «как надо» сознанию воспитателя. По мере взросления личности и осознании своих «хочу», личность может сама строить своё целевое «как надо» ей.
Да, когда личность уже имеет набор ценностей, то сформировать конфликтующую ценность — крайне затруднительное мероприятие. Сложно бандиту стать монахом. Но такие случаи бывали. Было бы желание. Многие не верят в эту возможность и называют не иначе как чудом ;)
17:16
во, возьмем поначалу типа зрелую личность. На основе чего он может пересмотреть свои как надо как не надо? Если конечно его не устроили полученные от воспитателей, и как он вообще поймет, что от воспитателей получил не те надо, которые надо, а плохие, негодные? Давай на каком нить примере, аха?
На основе чего он может пересмотреть свои как надо как не надо?

На разных основаниях. Мне больше нравится на основании «хочу».
как он вообще поймет, что от воспитателей получил не те надо, которые надо, а плохие, негодные?

Ну, не обязательно их называть негодными и плохими. Допустим, родители заставляли его быть врачом, и иметь соответствующие ценности, типа там «как хорошо спасать человеческие жизни!». А он взял и захотел стать музыкантом, и сделал себе новые ценности, типа «как это здорово развлекать людей классной музыкой!» Просто сориентировался на собственное «хочу».
23:50
Так если на основе хочу — то это и есть ценность. А не то что ты пересматривал ))). Если что-то легко пересмотреть — это не ценность, а бижуценность. По аналогии с бижутерией. Типа издалека блестит…
А! Вот оно в чём дело-то!


Леша, спасибо за статью — важная тема освещена, при этом изложена очень ёмко.
«Вынужденная добродетель теряет всю свою цену».

Мне кажется, что делать добро «из-под внутренней палки» тоже неплохой вариант, хотя и невротичный. Ведь есть случаи когда результат важнее мотива. Как говорят в футболе: «Игра забудется, а счет останется».
Рад, если пригодится :)
Увы, от внутренней палки выходит не только добро. Мы уже неоднократно разбирали, что чувство вины часто приносит зло. Да, иногда всё складывается удачно с пользой для кого-то, но как неинтеллектуальная система — это из рук вон плохо. На мой взгляд системе нужен апгрейд. Слава создателю, это не только моя мысль ;)
ИИ вылезает из колыбели, ЕИ тоже стоит эволюционировать.
В этом я с тобой согласен.
Я еще додумал свою мысль и понял, что здесь действительно можно говорить об эволюции феномена: от «из-под палки» до «внутренней природе» и к «недвойственности».
Я не ратую за полный отказ от отрицательных эмоций прямо сейчас. Если нету структурной привычки решать что-то конкретное с положительными эмоциями, при безопасном применении негативка может приносить пользу в плане мотивации для достижения целей.
Я ратую за переход от бездумных реакций на уровне эмоций в плане принятия решений на уровень осмысленных ценностей (см.структуру личности).
В принципе и эмоция радости может быть не шибко полезна как основа для принятия решений. Например, если это радость от наркотиков. Мне нравится иметь сочетание двух ценностей: долго и счастливо. Хотя, теоретически могут изобрести наркотик без влияния на здоровье. И тогда человек будет э… медитировать до потери пульса, если других интересов нет :) Мне нравится ещё иметь ценность «ценного члена общества» :)
14:04
А, эмоции — они всегда бездумные? В принципе, большой вопрос — глубина и качество планирования — раз, способность следовать плану не отклоняясь от курса — два. а вот ценности — не ценности, это для меня не слишком существенно. опять же и эмоции…
А, эмоции — они всегда бездумные?

Если рассматривать сознание как орган раздумий, то:
Автоматические, реактивные — да. Авторские, проактивные — нет.
16:21
… мысли тоже не всегда так уж проактивны. Стоит понаблюдать — какие приходят и когда. И откуда… Подумать что-то РАДИКАЛЬНО НОВОЕ почти так же трудно, как ощущать сладкий вкус поедая лимон. или кислый — набив рот медом.
Согласен, мысли не всегда проактивны.
Но когда я строю план действий, принимаю решение — они активны.
Не у всех так получается. В том числе об этом и статья.
Влюбиться можно помимо собственной воли, бессознательно и в мгновение ока; а полюбить – только добровольно и с течением времени. Любовь – личный выбор человека.
© cвященник Павел Гумеров
Как вы на это смотрите?
18:59
Я очень с Павлом согласен.
10:48
смотря что называть словом ==любить==. Древний анекдот был — в дальний колхоз приезжает лектор. Вешает объявление — вечером лекция — «виды любви'. Набивается толпа народа. Лектор начинает — мы знаем много видов любви — между мужчиной и женщиной. (народ кивает) между двумя мужчинами (народ заинтересовался) между двумя женщинами (интерес растет). Но самый главный вид любви — это любовь к коммунистической партии. Вася, доставай слайды!

Любовь по христиански — это всчески способствовать спасению души любимого, а то какой интерес потом смотреть как он там в аду поджаривается…
смотря что называть словом ==любить==

Допустим. При каком же определении любви она будет быстрой и недобровольной?
14:27
два разных вопроса. Про быстроту — почему нет, про добровольность? в точности про приворотное зелие не знаю, может и есть?
14:30
что-то должно возникнуть само. Например — решение любить. Или подумание о том, решать ли любить. В дорациональной и внерациональной сфере.
Ну… в принципе, если человек решителен, то действительно может принять быстрое решение — согласен.
Хотя, он также решительно и быстро может отказаться от своей любви — мало вложено.
Приворотных зелий не встречал, в магию не верю ;)
Теоретически в будущем можно будет занести в мозг память о том, что ты любишь кого-то ;)
Мда, будущее вместе с прогрессом несёт и угрозы ;)
14:57
так непонятно, что сей священник называет любовью. Мы о чем? Влюбленность — понятно — ойхочу быть с ванечкойманечкой, ойнемогу держите меня трое. и она, обычно считается самовозникающей — увидел — и прям все. По жизни — немного не так, увидел — еще чегой-то совпало — событийное, бытовое и т.д. — встречаешься. ну, кино шурымуры, букетыконфеты, штамп кольцо пеленки… это понятно, а любовь то про что?

============
отказаться быстро или небыстро — это про верность. Ну или про тормознутость.
Мне кажется, не важно, что конкретно священник имеет ввиду под любовью. Смысл именно в принятии осознанного решения.
Допустим, это желание заботиться о другом человеке, вкладывать в отношения с ним своё время, эмоции, другие ресурсы. Если человек делает это не по своей воле, то это явно не любовь ;)
Кстати, когда влюбленность проходит, у некоторых бомбит, что его «заставили приворотным зельем». В каком-то смысле это так и есть. Это не был чисто добровольный сознательный акт, а воздействие гормонов и неумение управлять своим состоянием.

Есть ли у тебя пример другого определения любви, в котором любовь не является сознательным выбором?
Колхоз не предлагать — это сатира, там не любовь, а имитация.
Пожалуй, любовь ребёнка к родителям является случаем неосознанной любви.
И при включении сознания она быстро кончается, если сознание не начинает её поддерживать.
Священник явно говорил о взрослых людях.
14:44
в индийской (буддийской) философии есть пассаж — ум — это орган восприятия. Как глаз, ухо. Глаз воспринимает видимое (цвет), ухо — слышимое(звуки). — а ум — мысли…
В практической психологии принято разделять ум на сознание и бессознательное.
В принципе, это можно закосить под описанную модель: бессознательное творит мысль, а сознание её воспринимает.
Однако, получается, что в данной ситуации сознание играет пассивную реактивную роль.
Я как человек с авторским мышлением не использую сознание только для восприятия, но и для создания мыслей.

Мне больше нравится вот эта притча:
В жизни Будды, когда он был еще простым ищущим, произошел примечательный случай. Вместе с попутчиком он проходил через какое-то селение. Оба вели оживленную беседу, когда на шею Будды села муха. Будда, подняв руку, отмахнулся от мухи. Муха улетела, но Будда внезапно остановился.
— Я совершил серьезнейшую ошибку, — сказал он. Затем повторил жест, отгоняющий муху.
Приятель воскликнул: — Что ты делаешь? Муха уже улетела.
Будда ответил: — Теперь я отгоняю муху так, как должно. Теперь я полностью осознан в том, что делаю. Теперь, поднимая руку, я полностью осознавал, что рука поднимается и движется в направлении шеи, чтобы отогнать муху. Тогда я слишком увлекся беседой; мое движение было автоматическим. Я совершил грех по отношению к телу.

Не знаю, да и не особо мне важно, что там за концепция у буддизма и греховности,
однако, меня интересует в этой притче именно концентрация на осознанности, создании мысли о принятии решения и совершении действия.
15:14
ДА знаю я, как в практической психологии, чай не год по синтонам шастал, знаю. И, конечно концепция авторства — она довольно практичная, почему нет. Притча кстати… нахрена размахивать рукой когда мухи нет? Фокус внимания там где он. Начнешь размахивать рукой без мухи — согрешишь к беседе. чем она хужее тела? ну так. вощем, по моему непреодолимой пропасти между мыслями и эмоциями нет. Есть градации. 50 оттенков серобуромалинового.

Был однажды, длииииииинныыыыыыыый разговор про авторство. Года на больше одного. В его начале я был радикально-синтоничен — ну конечно авторство есть. К концу и сейчас — ну фифти-фифти, пятьдесят на пятьдесят, то есть начал понимать (кажется) того кто говорил, что его — авторства — нет. но больше не общаемся. разошлись пути.
Да, не суть как всё это называть. Сознание само по себе состоит из бессознательных процессов и чёткой границы с ним не имеет. Тут главно — что считать для себя полезнее — влияние бытия на сознание или сознания на бытие :)
15:30
ну ты загнул, брат… кто был сначала курица али яйцо. но я бы отрицать влияние бытия поостерегся. Вообще, это мутный вопрос. он про то, где именно проходит граница — я-не я.
В том-то и дело, что это не вопрос — это утверждение ;)
Автора не волнует, кто был сначала. История ему неинтересна. Он сам задаёт переменную на своё личное усмотрение:
public static object value = egg;
:)))
15:56
«автор» думает — «это я сам выбрал»
ну и пусть думает, почему нет )))) так приятнее.
Точно — приятнее! :)
А регулярная радость ведёт к долголетию ;)
15:22
есть манипуляшка — тебе манку с сахаром или вареньем? Вроде есть выбор но манка там прописана константой. Так и в жизни, к.м.к. — авторски выбираем топинги. Чем посыпать — перцем или корицей? жизнь. а основа, она приходит сама, и как бы не обсуждается. Тарелка манки. и на фоне ==успешно выбранных приправ== это не бросается в глаза.
Дык и Будда был небезгрешен — грешил бессознательностью налево и направо. Но всё же стремился к лучшему ;)
15:58
К лучшему? ну наверное. сдается мне, что притчу про муху придумали тренеры осознанности. патамашта афффторы. )))))
Если будут сомнения — ты заходи, если что, разберёмся, оценим ;)

Об авторе

Известить пользователя о добавлении в контакты

Советую

Различные психологические навыки вы можете приобрести с помощью гипносеансов в программе «Аудиомикстура счастья»: www.audiomixture.ru
Также очень полезно для жизни познакомиться с любящим человеком. Могу помочь в мастерской онлайн-знакомств: psihologion.ru/workrooms/room/16

Награда за публикацию!

За публикацию здесь вы получите инсайты!