1. Всем доброго времени суток. Сразу просьба : не пишите в ответ лижбы-что. 2. Сам вопрос : когда я начинаю читать книгу - мне становится не интересно, хочется прекратить чтение, я начинаю испытывать напряжение

Вход в счастливую жизнь :)

Полезный совет:

Если вам понравился чей-то ответ и вы захотите пообщаться с этим человеком лично - нажмите на его имя (так вы перейдете в его профиль) и в профиле нажмите "Написать сообщение"

Не могу понять собственный внутренний мир

1. Всем доброго времени суток. Сразу просьба: не пишите в ответ лижбы-что.

2. Сам вопрос: когда я начинаю читать книгу — мне становится не интересно, хочется прекратить чтение, я начинаю испытывать напряжение. Но стоит мне переместить произвольно свое внимание на случайный участок текста, как написанное начинает меня увлеквть и кажется интересным. Прошу вас высказать версии того что происходит (диагнозы, предположения, теории, гипотезы)

3. После вашего ответа просьба написать (хотя бы примерно) под влиянием какого мировозрения он был рожден ( фрейдистская психотерапия, юнгианский психоанализ, гештальт, эзотерика, клиническая психиатрия, невропатология, просто интуиция и т.д.)

Заранее благодарю за ответы!

01:00
09:02
Как ученик кандидата философских наук отвечу с точки зрения фрейдистской психотерапии.
Лучше всего многие концепции интерпретируются и усваиваются с помощью метафор. Вот одна из них.

Дочь Фрейда Анна просит папу растолковать ей сон и рассказывает:
— Вижу, будто идет мне навстречу герр Юнг и дает мне банан, и он такой зеленый, жесткий, горько-кислый, что я выбросила его. Потом подходит герр Адлер и тоже предлагает мне банан. Но у него он перезрелый, коричневый, дряблый и невкусный, я выбросила его. И тут ко мне подходишь ты, папочка. И тоже предлагаешь банан. Но это банан спелый, вкусный, большой — в общем, то, что мы называем бананом. И он мне очень нравится. Тут я проснулась — что бы это могло означать?
Фрейд: "… Знаешь доченька, иногда банан — это просто банан..."

В Вашем контексте эта притча интерпретируется следующим образом: «Некоторые книги начинаются неинтересно, в то время как отдельные части текста вызывают интерес.»
Диагноз: склонность к излишней рефлексии.
11:45
В благодарю вас за ваш ответ! Он мне понравился. Но я хотел бы кое что уточнить и прояснить. Такой поведенческий паттерн я наблюдаю за собой в отношении других видов деятельности: например, мне трудно сделать что то что я запланировал и чего осознанно ожидаю, при этом все что я делаю спонтанно и неожиданно -делается легко и не вызывает напряжения.

Так же хочу попробовать написать как мне видится то что происходит со мной (это будет попытка описать внутренне состояние с помощью символических образов):
Так рассеянный, тревожный, не умеющий сконцентрироваться читатель за несколько секунд превращается в увлеченного исследователя, внимательно следящего за текстом, глубоко участвующего текст и радостно вовлеченного процесс чтения.

У меня складывается такое ощущение, что в этих двух видах деятельности (осознанное непрерывное и планомерное чтение с момента, где я остановился в последний раз и эмоциональное интуитивное хаотическое перескакивание на случайный участок текста) опора происходит на разные части психики и в этом причина столь разного восприятия мной книги в разных ее местах.

Так же хочу довабить, что такую же реакцию я буду наблюдать в отношении большинства книг (или даже дел) за которые я возьмусь (хаотическая, импульсивная, неупорядоченная деятельность/чтение и полная скука при упорядоченности этих процессов).

Так же хочу прокомментировать ваше высказывание о том что многие книги начинаются скучно: возможно это и справедливое высказывание, но тот случай о котором я веду речь описывает ситуацию с перескакиванием по тексту во время чтения уже на середине книги и само перескакивание было всего на страницу вперед. Возможно тот, следующий эпизод был интереснее того предыдущего что я читал, но моя эмоциональная реакция была несоразмерна той незначительной разницы. У меня было ощущение как будто то я вырвался из тюрьмы и узнал ответы на все тайны жизни(если утрировать). Т.е. чтение последовательно воспринимается как насилие над собой, а хаотическое перескакивает к случайному разделу как свобода. Возможно мне не хватает в жизни свободы? И моя жизнь слишком зарегулирована правилами, ограничениями и распорядком? А моя така реакция — это проявление аффекта поднимающегося из безсознательного как реакция на символическое событие, затрагивающие более глубокий внутренний конфликт?

Т.е. как бы опираясь на свое рациональное начало я испытываю эмоциональные трудности, затруднения, сомнения, нежелание и т.д. Опираясь же на эмоциональный импульс, спонтанность интуицию, действуя импровизируя — я становлюсь вновь функциональным и выхожу из состояния напряжения, тупика и нежелания действовать и общее самочувствие так же улучшается…
12:11
Здравствуйте, автор!
Мне кажется, что у вас вполне может быть, как вы сами и предположили, ассоциативная реакция «скуки» именно на образ планомерного делания чего-нибудь. Возможно, изначально сам образ «планомерности» вы усваивали через «наказание»: т.е. при «безделии и глупых делах» кто-то вам угрожал или что-то вам угрожало, а за «планомерную и правильную работу» — либо было поощрение, либо просто наказание миновало.
У многих из нас таким же образом формируется реакция отторжения на понятие «работа». Замечали? Например, человек увлеченно чем-то занимается и думает — «Так, надо сделать это основной своей работой, тогда буду заниматься тем, что нравится, да еще и деньги за это получать». Но как только дело, которое нравится, становится «работой» — вдруг откуда ни возьмись берется скука, отторжение и желание задвинуть подальше то, что еще вчера делал с таким удовольствием.
Возможно, у вас ситуация похожая, просто реакция отторжения сформировалась на образ «надо делать все системно и планомерно».
В случае с «аллергией на работу» я всегда рекомендую прекратить использовать слово «работа» и хотя бы на время переименовать всю активность в «игру» и «развлечение».
В вашем случае, возможно, при возникновении «приступов планомерности» стоит внутренне разрешить себе «скакать с места на место», не читать дальше, останавливаться на полуслове и вообще разными способами хулиганить. Можно назвать это «творчеством», можно назвать это «веселым хулиганством», но только не «планомерной работой» :)
12:27
Спасибо за ваш комментарий!. Извините, но я его немного покритикую. Читая его я несколько раз наткнулся на слово «возможно», что вызвало у меня реакцию неуверенности в том что вы уверены в высказываниях мыслях, а так же даже небольшую тревогу. Я понимаю, что все мы люди и что вы не ясновидящая гадалка ;) но все же захотелось из-за столь частого употребления слова " возможно" перевести ваши гипотезы в разряд утверждений подкрепленных хоть малейшей проверкой. В связи с этим вопрос: есть ли способ проверить усваивал ли я «образ планомерности» через наказание?

И второе: не возникнет ли в итоге у меня еще один внутренний конфликт, когда я буду называть игрой планомерность? Т.е. на сознательном уровне я буду делать усилие для того что бы считать происходящее игрой и творчеством, а на более глубоком уровне буду все так же относится к происходящему как к «запланированому насилию над собой»?? Будет ли пользя от такого подхода или он оставит не разрешенный конфликт все там же в бессознательном и добавит непонимания в происходящее?
На самом деле, это интересно предположение, еще раз спасибо вам за ответ и участие в диалоге!
П.с. и напишите пожалуйста в опоре на какую теорию/метод вы давали ответ на мой вопрос? (С точки зрения банальной логики, теории личности Адлера или КПТ? На что вы опираетесь в своем мировоззрении ?) спасибо за ответ.
Апд. И еще, мне кажется, что ваш совет на счет того что бы относиться к происходящему как к игре будет подпитывать чувство инфантилизма у итак чрезмерно инфантильного человека, которым я и я являюсь(как мне кажется). Может моя проблема как раз в том что я не чувствую свою ответственность и не достаточно психологически взрослый и поэтому не способен совершать какие либо запланированные действия и вообще планировать?
12:50
В связи с этим вопрос: есть ли способ проверить усваивал ли я «образ планомерности» через наказание?
Достоверно проверить это невозможно. Да это и не нужно. Главное — то, что происходит у вас сейчас. И если все происходит именно так, как вы говорите, и если действительно на «образ планомерности» у вас возникает реакция скуки и отторжения, то можно просто попробовать поработать с этой ассоциативной связью по принципу, который я вам предложил. Вреда точно не будет, зато польза — очень возможна :)
не возникнет ли в итоге у меня еще один внутренний конфликт, когда я буду называть игрой планомерность? Т.е. на сознательном уровне я буду делать усилие для того что бы считать происходящее игрой и творчеством, а на более глубоком уровне буду все так же относится к происходящему как к «запланированому насилию над собой»?? Будет ли пользя от такого подхода или он оставит не разрешенный конфликт все там же в бессознательном и добавит непонимания в происходящее?
Сначала конфликт может возникнуть, как и в любом случае, когда вместо старой привычки мы пытаемся «наложить» новую. Конфликт в таком случае — дело естественное. И не страшное. Главное — планомерно :) приучать себя к легкому отношению к непланомерности, привыкая реагировать на все моменты спонтанности расслабленным телом, легким дыханием и теплым ощущением в мышцах.
П.с. и напишите пожалуйста в опоре на какую теорию/метод вы давали ответ на мой вопрос? (С точки зрения банальной логики, теории личности Адлера или КПТ? На что вы опираетесь в своем мировоззрении ?) спасибо за ответ.
На этот вопрос я вам не отвечу, потому что я давно практик. И все теории, изначально мною различаемые, давно сплелись в «одну большую теорию». Расщепление одного моего совета на слои, относящиеся к разным теориям, и выделение концептуальных кирпичиков, которые нужно обозначить в соответствии с терминологией отдельных концепций, потребовало бы от меня сейчас чрезмерных усилий. Так что, простите, нет.
13:18
И все же еще хочу кое что уточнить: моя жизнь, отношения с людьми часто построены на предварительной договоренности. И каждый раз, сталкиваясь с такой договоренностью я буду испытывать ощущение безсилия и нежелание ей следовать. Каково решение для этой ситуации?

Кроме этого, похоже, что к самому подходу предложенному вами у меня возникает ощущение неприятия по причине ассоциации предложеного подхода с инфантильностью(что в свою очередь так же может свидетельствовать, как я понимаю, о том что все что связано с проявлением импульсивности, спонтанности и незапланированности я «усваивал через наказание» ), которую я, похоже, в себе осуждаю.
13:23
И каждый раз, сталкиваясь с такой договоренностью я буду испытывать ощущение безсилия и нежелание ей следовать. Каково решение для этой ситуации?
Я бы в таком случае предложил «бухгалтерское решение»: если дискомфорт от «планомерности» силен, а последствия от несоблюдения «планомерности» ничтожны — можно последовать в сторону непланомерности и спонтанности, с изначальной целью самоосвобождения и самооздоровления. А если последствия от несоблюдения «планомерности» разрушительнее, чем сам дискомфорт от «планомерности», то можно наплевать на дискомфорт и все же сделать то, о чем договорились с другими людьми: просто по принципу «меньшего из зол» (лучше один дискомфорт, чем два).
Кроме этого, похоже, что к самому подходу предложенному вами у меня возникает ощущение неприятия по причине ассоциации предложеного подхода с инфантильностью(что в свою очередь так же может свидетельствовать, как я понимаю, о том что все что связано с проявлением импульсивности, спонтанности и незапланированности я «усваивал через наказание» ), которую я, похоже, в себе осуждаю.
Да, похоже на то.
13:42
И все же еще хочу кое что уточнить: моя жизнь, отношения с людьми часто построены на предварительной договоренности. И каждый раз, сталкиваясь с такой договоренностью я буду испытывать ощущение безсилия и нежелание ей следовать. Каково решение для этой ситуации?

Я бы ещё рекомендовал учиться смиряться с неизбежным, учиться передоговариваться, учиться нарушать договорённости с прогнозированием последствий, учиться пофигизму для снижения уровня гиперответственности, учиться рисковать, отказаться от самоосуждения или чувства вины.
Ответчик №1 ;)
16:19
Поддерживаю автора предыдущего ответа двумя руками:) потому как, имхо, настоящая причина, по которой написал сюда герой поста, это «синдром хронической недолюбленности и неоцененности». Очень рекомендую «Школу разумного эгоизма» в мастерской Дениса Швецова: жизнь показывает, что как только научишься любить себя, так сразу находятся люди, готовые тебя уважать, ценить и любить.
16:55
Я бы ещё рекомендовал учиться смиряться с неизбежным, учиться передоговариваться, учиться нарушать договорённости с прогнозированием последствий, учиться пофигизму для снижения уровня гиперответственности, учиться рисковать, отказаться от самоосуждения или чувства вины.

извините за мою дотошность, но является ли чтение книги (или запланированные дела) неизбежностью?
Если учиться передоговариваться, то, похоже, что с мамим собой :)
Нарушать договоренности с прогнозированием последствий, вроде как получается более-менее.
А вот на счёт снижения уровня гиперответственности одновременно со снижением уровня инфантилизма (как обратной крайности гиперответственности) — это уже интересно.
Учиться рисковать — это тоже интересно.
Отказаться от самоосуждения или чувства вину — интересно и даже становится гарячё :)

п.с. вы можете упрекнуть меня в необоснованной критике так как я написал сообщение о договоренностях с другими людьми, а потом повернул разговор вновь к чтению книги, и будете — правы. Но все же мне хочется разобраться, на сколько это возможно, досконально хотябы с маленьким конкретным эпизодом. Но ваш «широкий» взгляд и расплывчастные ответы общего характера, тем не менее, попадающие в цель — мне нравятся! Спасибо зам за ответ! :)
16:56
Поддерживаю автора предыдущего ответа двумя руками:) потому как, имхо, настоящая причина, по которой написал сюда герой поста, это «синдром хронической недолюбленности и неоцененности».

Как вам удалось это определить?
18:26
И каждый раз, сталкиваясь с такой договоренностью я буду испытывать ощущение безсилия и нежелание ей следовать. Каково решение для этой ситуации?

Я бы в таком случае предложил «бухгалтерское решение»: если дискомфорт от «планомерности» силен, а последствия от несоблюдения «планомерности» ничтожны — можно последовать в сторону непланомерности и спонтанности, с изначальной целью самоосвобождения и самооздоровления. А если последствия от несоблюдения «планомерности» разрушительнее, чем сам дискомфорт от «планомерности», то можно наплевать на дискомфорт и все же сделать то, о чем договорились с другими людьми: просто по принципу «меньшего из зол» (лучше один дискомфорт, чем два).

Кроме этого, похоже, что к самому подходу предложенному вами у меня возникает ощущение неприятия по причине ассоциации предложеного подхода с инфантильностью(что в свою очередь так же может свидетельствовать, как я понимаю, о том что все что связано с проявлением импульсивности, спонтанности и незапланированности я «усваивал через наказание» ), которую я, похоже, в себе осуждаю.

Да, похоже на то.

Ваш совет очень прагматичный и он мне нравится, спасибо!
Так же похоже, что изменение моего отношения к своей импульсивности и спонтанности на более лояльное и терпимое — может сгладить «остроту» возникаемого внутреннего конфликта.
Спасибо вам за ответы.
20:06
У всего есть свое начало и конец. Беря книгу в руки я уже примерно знаю, чем она начнется и как закончится. Это скучно. Но если взять случайный кусочек текста, про это можно на время забыть. Но есть что-то в этом всем очень знакомое. Такое ощущение, что я испытывал нечто похожее в детстве. Когда перебираешь книги, не знаешь что от нее ожидать, будет ли она увлекательной? А вдруг она будет скучной и я зря потрачу время? Я действительно открывал где-нибудь по дальше от начала и начинал читать. Если увлекало, возвращался в начало и начинал читать целиком. Так что это вполне нормальная реакция.
Что до мировоззрения, в классе 6-7, прочитал теорию бессознательного старины Зигмунда, помню она оказала сильное впечатление. Но в дальнейшем я увлекся медитацией и находил все ответы в ней. Истину нельзя выразить словом, но можно ее познать.
20:44
У всего есть свое начало и конец. Беря книгу в руки я уже примерно знаю, чем она начнется и как закончится. Это скучно. Но если взять случайный кусочек текста, про это можно на время забыть. Но есть что-то в этом всем очень знакомое. Такое ощущение, что я испытывал нечто похожее в детстве. Когда перебираешь книги, не знаешь что от нее ожидать, будет ли она увлекательной? А вдруг она будет скучной и я зря потрачу время? Я действительно открывал где-нибудь по дальше от начала и начинал читать. Если увлекало, возвращался в начало и начинал читать целиком. Так что это вполне нормальная реакция. Что до мировоззрения, в классе 6-7, прочитал теорию бессознательного старины Зигмунда, помню она оказала сильное впечатление. Но в дальнейшем я увлекся медитацией и находил все ответы в ней. Истину нельзя выразить словом, но можно ее познать.

Попробуйте ознакомиться с теорией безсознательного старины Юнга и его последователей, она может оказать на вас еще большее впечатление :)
20:46
я увлекся медитацией и находил все ответы в ней

Поддерживаю, общение с бессознательным — классная штука ;)

извините за мою дотошность, но является ли чтение книги (или запланированные дела) неизбежностью?

Это даже хорошо, что Вы стремитесь познать себя.
Существует авторский взгляд на мир, когда я трезво оцениваю, что что-то зависит от меня, а что-то слишком дорого для изменения, то есть неизбежно.
Существует взгляд жертвы — я оцениваю ситуацию как возможно изменяемую, но при этом ничего не делаю (например, не знаю как), и в добавок рефлексирую по этому поводу — критикую себя и испытываю отрицательные эмоции, например, бессилие и возмущение.

Надо ли чтение книги воспринимать как неизбежность? Зависит от Вашей личной оценки конкретной ситуации.
Например, хочется выучить язык. Допустим, придумали только два варианта решения: чтение учебника и посещение курсов.
Решили, что чтение — скучно, а курсы — весело. Но денег на курсы жалко. Остался вариант с учебником.
В итоге можно мучиться тем, что приходится себя заставлять читать учебник, а можно с этим смириться ради итоговой цели и начать получать удовольствие.
21:10
Это даже хорошо, что Вы стремитесь познать себя. Существует авторский взгляд на мир, когда я трезво оцениваю, что что-то зависит от меня, а что-то слишком дорого для изменения, то есть неизбежно. Существует взгляд жертвы — я оцениваю ситуацию как возможно изменяемую, но при этом ничего не делаю (например, не знаю как), и в добавок рефлексирую по этому поводу — критикую себя и испытываю отрицательные эмоции, например, бессилие и возмущение. Надо ли чтение книги воспринимать как неизбежность? Зависит от Вашей личной оценки конкретной ситуации. Например, хочется выучить язык. Допустим, придумали только два варианта решения: чтение учебника и посещение курсов. Решили, что чтение — скучно, а курсы — весело. Но денег на курсы жалко. Остался вариант с учебником. В итоге можно мучиться тем, что приходится себя заставлять читать учебник, а можно с этим смириться ради итоговой цели и начать получать удовольствие.

т.е. вы предлагаете перед чтением медитировать?
21:42
т.е. вы предлагаете перед чтением медитировать?

Медитация, аутотренинг, самогипноз.
Общаться с бессознательным полезно в любом деле.
Сознанию стоит договариваться с бессознательным, чтобы оно не саботировало решения сознания, а принимало их и получало удовольствие.
Чтобы это не было насилием сознания над бессознательным, а договорное переучивание привычек.
14:58
Как вам удалось это определить?

А я умею читать между строк, все самое интересное там:) И судя по тому, как вы отреагировали на мою ремарку, она оказалась, скажем так, близкой к действительности.
18:56
А я умею читать между строк, все самое интересное там:) И судя по тому, как вы отреагировали на мою ремарку, она оказалась, скажем так, близкой к действительности.

Вы, извиняюсь, пальцем в небо попали…
Вы много в своей жизни видели «долюбленных» и «дооцененных людей»?
Сколько (примерно) процентов таких в вашем круге общения?
Сколько (примерно) процентов таких среди всех людей с которыми вам приходилось иметь дело/контактировать?
Как вы оцениваете «долюбленный» человек или нет?
Как вы оцениваете «дооцененный» человек или нет?

19:57
Вы много в своей жизни видели «долюбленных» и «дооцененных людей»?
ну вот, видите, как все просто :)))))))))))
20:10
ну вот, видите, как все просто :)))))))))))

Не согласен с вами, что это просто :)
И вы не от ответили ни на один из вопросов.
21:15
ну вот, видите, как все просто :)))))))))))
Обращаюсь к автору этого комментария — я хотела бы с вами познакомиться, мне кажется, мы на многие вещи смотрим похожим образом, и мне хотелось бы иметь такого собеседника. Если вам интересно пообщаться, напишите мне в личку, я Лена Кишиневская psihologion.ru/users/3261
И хотя я согласна с вашими впечатлениями, хочу обратиться к вам с просьбой: не стоит задирать героя темы, вы с ним явно в разных весовых категориях. Приношу извинения, если я нарушила правила общения в форуме («никто никого не „лечит“)
21:36
Обращаюсь к автору этого комментария — я хотела бы с вами познакомиться, мне кажется, мы на многие вещи смотрим похожим образом, и мне хотелось бы иметь такого собеседника. Если вам интересно пообщаться, напишите мне в личку, я Лена Кишиневская psihologion.ru/users/3261 И хотя я согласна с вашими впечатлениями, хочу обратиться к вам с просьбой: не стоит задирать героя темы, вы с ним явно в разных весовых категориях. Приношу извинения, если я нарушила правила общения в форуме («никто никого не „лечит“)

Уважаемая Лена Кишиневская, это не сайт знакомст и не тема для поиска новых собеседников. Уважайте пользователей форума и не пишите сообщения не относящиеся к обсуждаемой теме.
13:00
Очень сложно написано. Очень непрозрачно. А как жизнь? Ну книжка. То интересна то нет. И жизнь бывает — интересной или нет. Книги — они бывают для развлечения или для дела, например — учебы. Книжку развлекательную можно брать, и откладывать, как по интересу, а учебную — дочитать до конца. Дела как книги — дело по интересам можно брать или не брать и откладывать, а дела для дела — просто делать.

Если жизнь (социальная) в порядке то остальное (мировоззрение, хобби) — вишенка на торте, завиток крема — такой ли сякой — не суть важно. А вот если в социальной (работа-учеба-семья разная) — заминки, то тогда стоит подумать… Ужасная банальность, не люблю банального. А что поделать?
17:11
Очень сложно написано. Очень непрозрачно.
А у вас очень запутанно написано. Вы перескакиваете с одной тему на другую, не можете придерживаться одной направленной линии рассуждения. Могу с большой долей вероятности предположить что вы — женщина.
Вы или не поняли суть вопроса или считаете, что моя «способность» воспринимать информацию зависит от «устроенности» моей социальной жизни. Это интересная мысль, хочу сказать. И, судя по всему, вы предлагаете в зависимости от важности читаемого применить усилие воли для достижения цели — прочесть. Но вопрос был в другом. Ваш коментарий, в лучшем случае, содержить намеки на ответы, а в худшем, если не пытаться самому «додумать» что и почему вы имели ввиду — это просто пространственный широкий коментарий на прочитанное, без конкретных ответов и гипотез.
12:20
Не, я дяденька. Толстый, лысый и немолодой. А в чем была суть, изюмина, сердцевина вопроса?
====================
Прошу вас высказать версии того что происходит (диагнозы, предположения, теории, гипотезы)
====================

Ну предположим синдром гиперактивности и дефицита внимания… ну гипотеза. Ну синдром и синдром, ну дефицит и дефицит, и собственно что? Скомпенсироваться да и жить себе…